Меню

Еврейское поселение как называется. Израильские поселения и международное право

Лук, свекла, морковь

ООН № 2334, потребовавшую от Тель-Авива немедленно прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, проблема оккупированных палестинских территорий остается нерешенной. Из 3 млн людей, проживающих сегодня на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, примерно 20% - граждане Израиля. И это число продолжает расти. ТАСС вспоминает историю израильских поселений на палестинских территориях и рассказывает, почему действия ООН и международного сообщества никак не могут положить конец экспансии и заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.

Как все начиналось

С 1922 по 1948 год территория нынешних Израиля и Палестины находилась под действием Британского мандата. Однако затем на фоне обострения на этой территории арабо-еврейского конфликта земли было решено поделить, создав два государства: Израиль для евреев и Палестину для арабов. 29 ноября 1947 года недавно созданная Организация Объединенных Наций (ООН) приняла План по разделу Палестины, о создании Государства Израиль было провозглашено в день окончания мандата - 14 мая 1948 года.

Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля - арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. Для ее начертания была использована зеленая краска, поэтому граница получила название "зеленая линия". Впоследствии по ее контуру прошел так называемый разделительный барьер - 703-километровый забор, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан.

Хрупкий режим прекращения огня продержался до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. За короткий период с 5 по 10 июня израильские войска захватили не только Сектор Газа и Западный берег, но и Восточный Иерусалим, Голанские высоты, а также Синайский полуостров. Перед Израилем встал вопрос, что делать с Западным берегом:

аннексировать его, предоставив 1,1 млн арабов, проживавших там на тот момент, израильское гражданство;

вернуть обратно под контроль своего врага - Иордании;

позволить местным жителям создать свое автономное государство - Палестину.

Этот вопрос стал предметом для широчайшей дискуссии в Израиле. Многие граждане страны рассматривали победу в Шестидневной войне как знак того, что евреям суждено вернуть себе те территории, где зарождалась история еврейского народа, - речь идет об Иудее и Самарии, которые и составляют бóльшую часть Западного берега. На фоне этих дискуссий тысячи израильтян начали переселяться на территории Западного берега, не имея на это никакого разрешения со стороны государства или международных организаций. Однако остановить их уже было невозможно, и с тех пор любые политические обсуждения о принадлежности Западного берега должны были учитывать израильское присутствие на этих территориях.

ООН назвала поселения незаконными, что было зафиксировано в 1979 году в соответствующей резолюции Совета Безопасности №446, гласившей: "Политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке". В результате сформировалось две точки зрения относительно поселений: израильская, согласно которой евреи лишь переезжают на ранее незаселенные земли, отвоеванные ими во время войны и представляющие для них большую духовную значимость; и международная, согласно которой Израиль осуществляет экспансию и колонизацию территории, которая ему не принадлежит.

Разделяй и заселяй

В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега, мобилизуя общественное мнение на свою сторону. Министерство строительства страны совместно с Минобороны разработало и внедрило план по развитию региона, одним из главных пунктов которого было создание дорожной инфраструктуры для соединения поселений в одну транспортную сеть. Таким образом, из нескольких разрозненных поселений израильтяне-переселенцы превратились в институционализированную группу, полностью поддерживаемую Тель-Авивом. Разумеется, такое положение дел не устраивало палестинцев, которые протестовали против экспансии, в том числе с применением силовых методов.

Чтобы положить конец насилию, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, президент США Билл Клинтон и палестинский лидер Ясир Арафат подписали в 1993 году соглашение в Осло - документ, который установил палестинское самоуправление и разделил Западный берег на три зоны:

А , где Палестина имеет полный политический и военный контроль (это примерно 19% Западного берега);

B , где Палестина имеет политический, но не военный контроль (22%);

C - зона, находящаяся под полным политическим и военным контролем Израиля (59–60% территории). Именно в зоне С располагаются израильские поселения, соединенные с остальной страной дорожной сетью. Там же сосредоточены запасы водных и минеральных ресурсов, а также наиболее пригодные для сельского хозяйства земли. Палестинцы имеют ограниченный доступ ко всем этим ресурсам, что сильно бьет по их экономическому потенциалу.

Очередная волна переселенческих настроений захлестнула страну в августе 2005 года, когда Израиль эвакуировал 8,5 тыс. евреев из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария). По мере того как переселенцев становилось все больше, улучшалась и инфраструктура на колонизируемых территориях: появились новые дома и школы, больницы и даже собственный университет. За 50 лет с момента получения контроля над Западным берегом Иордана в 1967 году Израиль построил около 120 поселений на этой территории. Они считаются одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса. Кроме этих 120 поселений на Западном берегу располагаются еще около 100 незаконных, даже по мнению израильских властей, форпостов и строений, которые занимают в общей сложности 800 гектаров частной палестинской земли и представляют собой 4 тыс. единиц жилья.

Нынешний израильский премьер Биньямин Нетаньяху также последовательно выполняет шаги по продолжению строительства поселений на палестинских территориях. В том числе и поэтому он так эмоционально отреагировал на резолюцию ООН с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность. "По имеющейся у нас информации, эта резолюция, без сомнений, была инициирована администрацией Обамы, стоявшей за кулисами, подготовившей формулировки и потребовавшей ее принятия, - заявил премьер. - Администрация Обамы не только не смогла защитить Израиль от этого сговора в ООН, но и закулисно вступила в него". На голосовании 23 декабря 2016 года документ поддержали 14 членов СБ ООН, включая Россию (представитель США от голосования воздержался).

Американский фактор

После резолюции 2016 года Израиль заявил , что не будет выполнять положения резолюции ООН: поселенческая деятельность продолжится, а ныне существующие поселения эвакуированы не будут. Премьер Нетаньяху пообещал сделать "все возможное, чтобы Израилю не был нанесен ущерб этой постыдной резолюцией". В частности, было анонсировано, что страна пересмотрит отношения с ООН: в первую очередь, в вопросе размеров взносов Израиля в ООН и деятельности ее подразделений на территории страны. По данным израильского издания Haaretz, первым конкретным актом реакции на резолюцию стала отмена визита премьера Украины Владимира Гройсмана в Израиль (Киев также поддержал резолюцию).

Многое в дальнейшем будет зависеть от поведения главного союзника Израиля - США. Резолюция, направленная против поселенческой деятельности, была принята еще при администрации президента Барака Обамы, чьи отношения с Нетаньяху были прохладными. Решение воздержаться при голосовании в ООН Белый дом объяснил тем, что политика Нетаньяху в отношении поселений не привела к подвижкам в переговорном процессе.

Дональд Трамп считается сторонником более произраильской позиции: еще во время предвыборной гонки он обещал перенести посольство США в Иерусалим, статус которого в рамках ООН оспаривается подавляющим большинством исламских стран. Взгляды Трампа и нынешнего руководства Израиля совпадают и в том, что оба они испытывают недоверие по поводу иранской ядерной сделки (израильский премьер в марте 2015 года выступал в Конгрессе США против соглашения о ядерной программе Ирана, которое продвигал Белый дом Обамы). Одновременно Трамп намеревается заключить мир на Ближнем Востоке, возобновив переговоры Израиля и Палестины. Санкции ООН, по мнению политика, препятствуют мирному процессу.

"Вчерашнее большое поражение Израиля в ООН существенно осложнит переговоры о мире. Печально, но мы все равно добьемся этого"

Поселенческая активность получила новый импульс после того, как 6 декабря 2017 года Трамп официально признал Иерусалим столицей еврейского государства. Спустя всего месяц правозащитная организация "Шалом ахшав" ("Мир - сейчас") сообщила, что Комитет по планированию израильской гражданской администрации на Западном берегу Иордана (специальное ведомство Минобороны Израиля) одобрил планы строительства 1122 квартир и домов на одну семью в 20 поселениях, а также опубликовал тендеры на возведение 651 единицы жилья на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, правительство Израиля объявило о намерении легализовать статус незаконного поселенческого форпоста Хават-Гилад на Западном берегу в ответ на убийство 9 января его жителя раввина Разиэля Шеваха.

Так что не исключено, что при "произраильском" президенте Дональде Трампе экспансия палестинских территорий продолжится с новой силой, а это значит, что заключение мирного договора будет отсрочено вновь.

"Сделка века"

В дорожной карте ближневосточного урегулирования (или "сделки века", как ее называют американцы) говорится , что администрация США одобряет аннексию крупных поселенческих блоков Израиля на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме. При этом, по имеющимся данным, Нетаньяху предложил включить туда 15% палестинских территорий, оккупированных в 1967 году, Трамп настаивает только на 10%. Белый дом намерен официально обнародовать эти планы до апреля. Во вторник, 20 февраля, США уведомили Совбез ООН о том, что проект палестино-израильского урегулирования находится в разработке.

Пока же вокруг ситуации с израильскими поселениями идут ожесточенные международные дискуссии. В январе 2018 года постоянный представитель США при ООН Никки Хейли обвинила палестинское руководство в недостаточном стремлении к мирному урегулированию конфликта. В ответ официальный представитель Государства Палестина на переговорах с Израилем Саиб Арикат потребовал от нее "заткнуться <...> и осознать, что проблема - в израильской оккупации и политике, которую он [Израиль] продолжит проводить". На это постпред США при ООН заявила , что будет продолжать "говорить суровую правду", смысл которой: только путь компромисса, который позволил Египту и Иордании помириться с Израилем в 1994 году и вернуть свои оккупированные территории, приведет к разрешению конфликта.

Однако непримиримость позиций мешает достижению этого компромисса. Палестинцы готовы на незначительный обмен территориями с Израилем, но при этом требуют полноценного признания государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Израильтяне не собираются уступать оккупированные территории, а также отвергают возможность раздела Иерусалима. По словам специального координатора ближневосточного мирного процесса Николая Младенова, ситуацию усугубляет и тот факт, что переговоры между израильтянами и палестинцами неравные, так как последние находятся под военной оккупацией.

В этих условиях посредническую роль между всеми сторонами конфликта могла бы сыграть Россия, убежден советник президента Палестины Махмуда Аббаса Набиль Шаат. Но, по признанию замглавы МИД РФ Михаила Богданова, у России нет готового рецепта палестино-израильского урегулирования. Москва считает , что поселенческая активность Израиля на палестинских территориях незаконна, а шансов на достижение справедливого и надежного мира на Ближнем Востоке с каждым днем становится все меньше.

Артур Громов

Израильский Кнессет в первом чтении принял закон о легализации еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, построенных без санкции израильского правительства. С точки зрения международного законодательства такие действия являются нарушением, так как земля, на которой они построены, является территорией будущего палестинского государства.

Как правило, строительство таких поселений начинается с нескольких хижин, однако через какое-то время они значительно расширяются, получают охрану израильской армии, проводят электричество, газ и воду и вводят более централизованное управление, хотя формально остаются вне правового поля. Тем не менее, руководство Палестины регулярно обвиняет правительство Израиля в попустительстве и фактическом стимулировании строительства подобных поселений. В настоящий момент в них проживает порядка 800 тысяч израильских граждан, примерно 350 тысяч из которых живут в населённых пунктах, не имеющих официальной регистрации. Ситуация осложняется тем, что поселения раскиданы практически по всей территории Западного берега (который в Израиле называют "Иудеей и Самарией"), что значительно затрудняет создание единого политического государства.

Законопроект о легализации поселений был совместно разработан депутатами из правящей партии "Ликуд", которую возглавляет премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и их коллегами из ультраконсервативной партии "Еврейский дом". Поводом стало судебное разбирательство в Верховном суде, который постановил до 25 декабря снести поселение в городе Амона, в котором на палестинской земле живут более 40 еврейских семей.

"Для тех, кто так и не понял: этот закон даёт зелёный свет аннексии территорий, - написала в своём "Твиттере" лидер оппозиционной партии "Сионистский союз" Ципи Ливни о принятии закона, который, несмотря на голоса её партии, прошёл 58 голосами против 50. - Добро пожаловать в государство двух наций".

Государством двух наций в Израиле принято называть вариант, при котором территория государства Израиль, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа объединяются в одно государство, а его жители получают равные права, вне зависимости от своей национальности и вероисповедания. Несмотря на то, что этот вариант пользуется определённой поддержкой, большинство израильских политических партий отрицают его, придерживаясь формулы "еврейского государства", в котором ведущую роль играют именно евреи.

Большинство стран, включая США, считают израильские поселения незаконными. Некоторые наблюдатели считают, что закон о поселениях был принят в такой спешке не из-за разбирательства о судьбы Амоны, а намерением Барака Обамы внести в Совет Безопасности ООН резолюцию о запрете на строительство новых поселений.

Хотя для того, чтобы законопроект вступил в законную силу ему нужно пройти ещё несколько чтений, министр юстиции Аелет Шакед, вместе со своей партией "Еврейский дом" голосовавшая за закон, уже попросила Верховный суд "пересмотреть свою позицию", так как после решения парламента "правила игры поменялись". Согласно оценкам лидера "Еврейского дома" Нафтали Беннетт, закон поможет легализовать от 2 до 3 тысяч поселений, в которых проживает около 15 тысяч человек. Теоретически закон в последний момент может отказаться подписывать премьер-министр Биньямин Нетаньяху, однако такой исход крайне маловероятен, учитывая, что именно он отдал кабинету министров распоряжение о его разработке.

В Палестине легализация поселений вызвала ожидаемое разочарование: один из лидеров Организации освобождения Палестины (ООП) Ханан Ашрави назвал её "издевательством над законом", добавив, что она является прямым нарушением международного законодательства и наносит удар по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта.

"Нелегальная израильская оккупация помогает красть палестинские земли как общественные, так и частные, - заявил Ашрави. - Этот закон разрешает расширять проекты поселений, [подразумевающего создание независимой Палестины] и в то же время даёт Израилю возможность и дальше расширяться за счёт территорий исторической Палестины".

Израильские поселения на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа - это населенные пункты, созданные после 1967 г. на территориях, занятых Израилем в ходе , жителями которых являются граждане Израиля, в основном евреи.

В настоящее время эти поселения существуют на территории Западного берега реки Иордан (Иудея и Самария), находящейся как под израильским контролем, так и под управлением .

В международном сообществе имеется широкий консенсус о том, что существование израильских поселений на оккупированных территориях противоречит Женевской конвенции.

Такие международные межправительственные организации, как Конференция стран участников Четвертой Женевской Конвенции, ООН и ЕС неоднократно заявляли, что эти поселения являются серьезным нарушением международного права.

Неправительственные организации, такие как Международная Амнистия и Human Rights Watch, также охарактеризовали создание поселений как нарушение международных законов.

На 2007 г. количество жителей израильских поселений на Западном берегу реки Иордан (включая районы Иерусалима, расположенные восточнее линии разделения от 1948 г., как например, Неве-Яаков, Писгат-Зеев, Гива Царфатит, Гило, Ар-Хома) составляло 484 тысячи человек.

Термины

На иврите поселение за пределами как правило называют «хитнахлут» (התנחלות). Термин это означает «наследие», то есть поселение, основанное на земле унаследованой от предков, живших на ней во времена израильских царств.

В Торе он упоминается по отношению к заселению евреями Ханнана после исхода из Египта. Термин это стал употребляться после первой победы на выборах и прихода к власти партии Ликуд в 1977 г.

Постепенно термин хитнахлут приобрёл негативную коннотацию и в настоящее время жители поселений и их сторонники пользуются термином «хитьяшвут», который означает собственно «заселение».

Палестинцы называют израильские поселения термином «мустамараат» (مستعمرات), что означает в дословном переводе колонии.

Израильское правительство официально придерживается исторических названий Иудея и Самария в отношении территории, названной во 2-й половине ХХ в. Западным берегом реки Иордан.

В отличие от представителей израильского правого лагеря, с этим термином не согласны представители левого лагеря, противники полной или частичной аннексии этой территории Израилем.

Обзор истории Иудеи и Самарии

  • До XIII в. до н. э. на территории западного берега реки Иордан располагались несколько городов-государств различных .
  • В течение XIII-XII вв. до н. э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав Земли Израиля. Название «Иудея» получила территория отошедшая Иехуды.
  • В XI в. до н. э. эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город , а затем стал Иерусалим.
  • После распада объединённого Израильского царства в X в. до н. э. на его бывшей территории были созданы два царства - и . Израильские цари основали новую столицу своего царства - г. Самарию. Территория прилегающая к новой столице стала называться Самария.
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н. э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов моря () проживавших в ней в прошлом.
  • В течение последующих 18 веков эта территория поочерёдно входила в состав римской империи, византийской империи, арабского халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, османской империи и британского мандата.
  • В конце XIX и первой половине ХХ вв. евреи-репатрианты создали в Иудее, Самарии и в районе Газы ряд поселений. В ходе 1947-49 гг. Иудея и Самария были заняты и в одностороннем порядке аннексированы Трансиорданией (Иорданией), которая дала им название «Западный берег», чтобы различить его с восточным берегом, который был основной её территорией до войны. Жители немногочисленных еврейских поселений на захваченных Трансиорданией территории бежали или были изгнаны Трансиорданией в Израиль.
  • Территории Иудеи и Самарии попали под контроль государства Израиль в 1967 году, в результате .

История современных израильских поселений

  • В 1967 г., в результате Шестидневной войны Израиль приобрел контроль над рядом новых территорий.
  • От Иордании под контроль Израиля перешли Западный берег реки Иордан, включая находившуюся до войны в пределах Иордании восточную часть Иерусалима ().
  • От Египта под контроль Израиля перешли Синайский полуостров и сектор Газа.
  • От Сирии под контроль Израиля перешли . В 1981 г. они были аннексированы Израилем.
  • В 1967 г. муниципальные границы Иерусалима были расширены на и Восточный Иерусалим. Жителям бывшей иорданской части города было на выбор предложено израильское гражданство (за некоторым исключением) или вид на жительство (в случае, если они захотят сохранить иорданское гражданство). Аннексия Израилем Восточного Иерусалима не была признана ни одной страной мира.
  • Синай, сектор Газа и Западный берег реки Иордан получили статус . Их жителям не было предложено израильское гражданство или вид на жительство. Хотя изначально, у них де-факто была возможность работать на территории Израиля и пересекать зеленую черту.
  • В 1967 г. по решению израильского правительства создаются первые израильские военные поселения на Голанских высотах и поселения на Западном берегу реки Иордан.

Писал по поводу создания поселений —

«В районах из которых мы не хотим уходить, и которые являются частью новой территориальной карты Государства Израиль, должны быть созданы факты путём создания городских, сельскохозяйственных и промышленных поселений и армейских баз... Я рассматриваю поселения как наиболее важную вещь, которая имеет наиболее сильный вес с точки зрения создания политических фактов. Это основано на предположении, что мы останемся в любом месте, где мы создадим форпост или поселение.»

Население

В течение долгих лет, израильское правительство поощряло переезд израильтян и новых еврейских репатриантов из других стран в поселения. Переселившиеся туда имели налоговые льготы (7% на месячный доход до 10 тыс. шекелей, льгота отменена в 2002 г., субсидии и льготные ссуды на покупку жилья.

В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях:

1 включая Синай

Численность населения продолжает расти за счет внутренней миграции, внешней миграции (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счет высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в 3 раза выше, чем в целом по Израилю, что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).

Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

Ситуация при которой законность освобождения евреями Земли Израиля и заселение её будут оспариватся народами мира была описана Раши, известным еврейским комментатором ТаНаХа и Талмуда, ещё в XI в. н. э., за 900 лет до возвращения евреев на свою землю.

В комментарии на первые слова Торы «В начале сотворил Б-г небо и землю» Раши пишет: «Сказал раби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас - глава месяцев» [Исход 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с с сотворения мира? Потому что «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен» [Псалмы 111, 6].

Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».

Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 «Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны» указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

В резолюциях СБ ООН 446, 452, 465 и 471, принятых в 1979–80 гг., указывалось, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным, и выдвигались требования к Израилю прекратить строительство поселений.

(Совет Безопасности ООН) постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)

Позиция Израиля

Израиль не согласен, что его действия являются нарушением международного права, и что в данном случае не могут быть применены нормы Женевской конвенции, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству».

Израильский Кнессет в первом чтении принял закон о легализации еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, построенных без санкции израильского правительства. С точки зрения международного законодательства такие действия являются нарушением, так как земля, на которой они построены, является территорией будущего палестинского государства.

Как правило, строительство таких поселений начинается с нескольких хижин, однако через какое-то время они значительно расширяются, получают охрану израильской армии, проводят электричество, газ и воду и вводят более централизованное управление, хотя формально остаются вне правового поля. Тем не менее, руководство Палестины регулярно обвиняет правительство Израиля в попустительстве и фактическом стимулировании строительства подобных поселений. В настоящий момент в них проживает порядка 800 тысяч израильских граждан, примерно 350 тысяч из которых живут в населённых пунктах, не имеющих официальной регистрации. Ситуация осложняется тем, что поселения раскиданы практически по всей территории Западного берега (который в Израиле называют "Иудеей и Самарией"), что значительно затрудняет создание единого политического государства.

Законопроект о легализации поселений был совместно разработан депутатами из правящей партии "Ликуд", которую возглавляет премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и их коллегами из ультраконсервативной партии "Еврейский дом". Поводом стало судебное разбирательство в Верховном суде, который постановил до 25 декабря снести поселение в городе Амона, в котором на палестинской земле живут более 40 еврейских семей.

"Для тех, кто так и не понял: этот закон даёт зелёный свет аннексии территорий, - написала в своём "Твиттере" лидер оппозиционной партии "Сионистский союз" Ципи Ливни о принятии закона, который, несмотря на голоса её партии, прошёл 58 голосами против 50. - Добро пожаловать в государство двух наций".

Государством двух наций в Израиле принято называть вариант, при котором территория государства Израиль, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа объединяются в одно государство, а его жители получают равные права, вне зависимости от своей национальности и вероисповедания. Несмотря на то, что этот вариант пользуется определённой поддержкой, большинство израильских политических партий отрицают его, придерживаясь формулы "еврейского государства", в котором ведущую роль играют именно евреи.

Большинство стран, включая США, считают израильские поселения незаконными. Некоторые наблюдатели считают, что закон о поселениях был принят в такой спешке не из-за разбирательства о судьбы Амоны, а намерением Барака Обамы внести в Совет Безопасности ООН резолюцию о запрете на строительство новых поселений.

Хотя для того, чтобы законопроект вступил в законную силу ему нужно пройти ещё несколько чтений, министр юстиции Аелет Шакед, вместе со своей партией "Еврейский дом" голосовавшая за закон, уже попросила Верховный суд "пересмотреть свою позицию", так как после решения парламента "правила игры поменялись". Согласно оценкам лидера "Еврейского дома" Нафтали Беннетт, закон поможет легализовать от 2 до 3 тысяч поселений, в которых проживает около 15 тысяч человек. Теоретически закон в последний момент может отказаться подписывать премьер-министр Биньямин Нетаньяху, однако такой исход крайне маловероятен, учитывая, что именно он отдал кабинету министров распоряжение о его разработке.

В Палестине легализация поселений вызвала ожидаемое разочарование: один из лидеров Организации освобождения Палестины (ООП) Ханан Ашрави назвал её "издевательством над законом", добавив, что она является прямым нарушением международного законодательства и наносит удар по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта.

"Нелегальная израильская оккупация помогает красть палестинские земли как общественные, так и частные, - заявил Ашрави. - Этот закон разрешает расширять проекты поселений, [подразумевающего создание независимой Палестины] и в то же время даёт Израилю возможность и дальше расширяться за счёт территорий исторической Палестины".

Тема легального статуса еврейских поселений в Иудее и Самарии (Западный Берег) окружена искаженными представлениями, ложью и просто невежеством. Это отражает уникальный феномен, сложившийся вокруг восстановления национального еврейского дома на Земле Израиля.

«Верность закону - сущность мира», - сказал бывший декан юридического факультета Йельского университета (США) и соавтор резолюции № 242 ООН от 22 ноября 1967 года проф. Юджин Ростоу. Согласно международному закону, - подчеркивает он, - «евреи имеют право селиться на Западном Берегу точно так же, как в Хайфе».

По словам профессора Ростоу, в резолюции 242, одним из авторов которой он был, «Израиль должен был отойти «с территорий», но - не «со всех, а лишь с некоторых» .

«Все территории» включают Западный Берег, Восточный Иерусалим, сектор Газы, Синайскую пустыню и Голанские высоты. Более того, резолюции, призывающие Израиль уйти со «всех территорий» были отвергнуты Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей: На том основании, что

«Израиль не должен отойти назад к «уязвимым» границам (9 – 15 миль)… но - к безопасным и признанным обеими сторонами границам. Подписав мирный договор с Египтом в 1979 году, Израиль полностью отдал Синайский полуостров, что составляет более 90 процентов от всех территорий, оккупированных в 1967 году…».

«Захват Израилем территорий в 1967 году носил скорее оборонительный, нежели агрессивный характер, - писал бывший президент Международного Суда Справедливости, судья Стефан М. Швебель, - Египет блокировал Тиранские проливы дважды – в 1956 и 1967 годах, в том числе, полностью - Эйлат, единственный израильский порт в Красном море. К тому же, Египет сосредоточил большое количество войск на Синайском полуострове и потребовал, чтобы ООН вывела своих солдат, занимавших наблюдательные посты в Шарм-эль-Шейхе».

«В 1948 году арабские страны напали на Израиль, Египет захватил и аннексировал сектор Газы. Иордания захватила Иудею и Самарию (Западный Берег) и Старый Город Иерусалима. Эти аннексии были незаконными…

Израиль действовал, обороняясь, в 1948 и 1967 годах, согласно статье 52 устава ООН. В то же время его арабские соседи действовали агрессивно в 1948 и 1967 годах. Поэтому Израиль имеет больше прав на территории, находившиеся под Британским Мандатом на Палестину, включая объединенный Иерусалим… Из этого следует, что можно изменить линию прекращения огня от 1949 года, и это изменение - легально…».

Легальный статус Иудеи и Самарии определен авторитетными, обязывающими, ратифицированными на международном уровне договорами. В них признано, что эти территории являются колыбелью еврейской истории, культуры, предметом чаяний и устремлений еврейского народа и его религии.

Вот список этих договоров:

(1) 2 ноября 1917 года - Декларация Бальфура, изданная Британией и призывающая к «созданию в Палестине национального очага для еврейского народа».

(2) Резолюция от 24 апреля 1920 года, принятая Верховным Советом держав-победительниц в Первой мировой войне на Мирной Конференции в Сан Ремо (Италия).

Резолюция подтвердила Декларацию Бальфура, передала мандат на Палестину, включающую оба берега реки Иордан - Британии, сформулировав цель передачи мандата Британии так: «…Великобритания будет нести ответственность за выполнение декларации, изданной 2 ноября 1917 г. правительством Его Величества короля Великобритании и признанной вышеназванными державами, в пользу создания в Палестине национального очага для еврейского народа».

Этот мандат, переданный Великобритании - один из 20 мандатов (принятых после Первой мировой войны), определивших границы между государствами на Ближнем Востоке.

(3) Мандат на Палестину, ратифицированный 24 июля 1922 года Верховным Советом Лиги наций, который вверил Великобритании мандат на Палестину с целью создания еврейского государства на всей территории к западу от реки Иордан.

В параграфе 6 записано, что Великобритании предписывается: «…побудить создание поселений евреями на земле, включая государственные земли и брошенные земли…».

Великобритания получила мандат с особой целью - обеспечить реализацию национальных прав еврейского народа.

(4) В соответствии с параграфом 80 Устава ООН, принятым 24 октября 1945 года, ни ООН, ни любое другое образование - не может передать никакой другой стороне еврейские права на Палестину, включая иммиграцию (евреев) и строительство поселений.

План раздела Палестины, принятый 29 ноября 1947 года резолюцией № 181 Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривал прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на ее территории двух неназванных государств: еврейского и арабского.

Следует отметить, что этот план был лишь рекомендацией, как и другие резолюции Генеральной Ассамблеи, и он заменялся обязательным к исполнению мандатом на Палестину. Границы прекращения огня от 1949 года, достигнутые в результате соглашений Израиля и его соседей - не являются ратифицированными границами .

Согласно 80 параграфу Устава ООН и мандату на Палестину, оборонительная Шестидневная война Израиля вернула Иерусалим, Иудею и Самарию их законному владельцу - еврейскому государству.

Ни с точки зрения закона, ни с точки зрения геостратегической, термин «военная оккупация» не может относиться к присутствию Израиля в Иудее и Самарии, поскольку для Израиля эти территории не являются «территориями другого государства». И Иордания не имела никаких легальных прав на эти территории.

И еще: эти территории не могут иметь статус «оккупированных», согласно мирному договору между Иорданией и Израилем от 1994 года.

Поскольку Четвертая Женевская конвенция запрещает насильственный трансфер населения на территории, ранее оккупированные «легитимным суверенным государством» - Израиль не принуждал евреев селиться в Иудее и Самарии. И международное сообщество никогда не признавало присутствие Иордании в Иудее и Самарии - «легитимным».

Более того, договор Осло от 1993 года и израильско-палестинское временное соглашение от 1995 года - не запрещают строительство еврейских поселений в Иудее и Самарии, оставляя это на рассмотрение переговоров об окончательном урегулировании.

Эти договоры предоставляют право обеим сторонам планировать и строить в областях, находящихся под их контролем. Если строительство еврейских поселений предрешает будущие переговоры, то арабское строительство, которое неизмеримо интенсивнее - тем более, предрешает переговоры по окончательному урегулированию.

И последнее.

Название «Палестина» было придумано римлянами после подавления еврейского восстания Бар Кохбы в 135 году нашей эры. Цель замены истинных названий «Израиль, Иудея, Самария» - стремление римлян стереть из памяти людей евреев и иудаизм.

Само слово «палестина» происходит от названия племен филистимлян - врагов еврейского народа, которые неоднократно вторгались на территорию Израиля.

Филистимляне, надо сказать - не имеют арабских корней. Они пришли с греческих островов Эгейского моря.

Кампания, направленная против еврейских поселений в Иудее и Самарии, основана на искаженных представлениях, противоречит закону и препятствует установлению мира в этом регионе.