Меню

Как различаются частицы не и ни. «Частицы НЕ и НИ

Ответы на вопросы садоводов

Сегодня мы рассмотрим проблему правильного употребления частиц «не» и «ни». Первое, что следует запомнить — обычно «не» применяется для обозначения отрицания, в то время как «ни» — для его усиления.

Так, например, «не» нужно писать здесь: «я не знаю, о чем идет речь», в то время как «ни» нужно будет в такой фразе: «я не знаю ни о чем из того, о чем вы говорите». Как в первом, так и во втором примере имеется отрицательное сказуемое, в которое входит частица «не» — «не знаю», однако во втором случае имеется местоимение с «ни», которое и выполняет функцию усиления отрицания. Поэтому если в предложении имеется отрицательное сказуемое, то все подобные усилительные конструкции употребляются только с «ни»: «не видно ни души», «ни разу не слышал об этом». Это правило верно и для местоимений и наречий, с которыми «ни» пишется слитно: «никогда не встречался с ним», «никто не сможет переубедить меня».

«Ни» ставится и в том случае, если в предложении нет отрицательного сказуемого, но оно подразумевается: «на небе ни звездочки». «Ни» (но не «не») может употребляться и для усиления утвердительного смысла: «Как мы ни уговаривали его, он не соглашался», «Кого ни спроси, каждый готов высказать свое мнение».

Если нужно написать предложение, где отрицательная частица повторяется, то в этом случае нужно использовать «ни»: «Здесь ни грузовик, ни трактор не проедет», «Музыка играла ни тихо, ни громко». В этом случае «ни» может быть заменена сочетанием «и не»: «Музыка играла и не тихо, и не громко», поэтому употреблять перед «ни» союз «и» не нужно (хотя это и не возбраняется). Двойное «ни» входит в некоторые устойчивые словосочетания: «ни рыба ни мясо», «ни жив ни мертв», «ни то ни се». Заметьте, в этих примерах перед вторым «ни» запятая не ставится.

Кроме того, «ни» пишется в сочетаниях: «во что бы то ни стало», «откуда ни возьмись», «как ни в чем не бывало» и т.д.: «Было решено во что бы то ни стало провести акцию протеста», «Отряхнувшись, Барсик как ни в чем не бывало побежал дальше». «Не» пишется в следующих сочетаниях: «едва ли не», «чуть ли не», «далеко не», «отнюдь не», «нисколько не», «ничуть не», в союзах «не то… не то», «не то чтобы… а»: «Это далеко не так очевидно, как кажется», «Василий Петрович не то не услышал, не то не понял моего вопроса».

И, наконец, последнее: чтобы понять, какую частицу писать в сочетаниях типа «как бы ни» — «как бы не», «сколько ни» — «сколько не» и подобных, нужно разобраться, к чему именно примыкает эта частица. Если к союзу — тогда пишется «ни», если к сказуемому — то «не». Проверить это достаточно просто: в первом случае сочетание можно опустить без изменения смысла, во втором — нельзя. Например: «Не кто иной, как Иванов, выполнил это задание» (можно оставить просто: «Иванов выполнил это задание», смысл тот же) и «Никто иной не мог выполнить это задание» (здесь ничего опустить нельзя).

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


Следует различать частицы не и ни по значению и употреблению.

Частица НЕ

Частица не употребляется для отрицания всего предложения или отдельных членов предложения.

Например: Не я говорил об этом. - Я не говорил об этом.- Я говорил не об этом.

Если убрать частицу не , то смысл предложения изменится на противоположный: Я говорил об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НЕ:

· при наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл.

Например: не могу не упомянуть... (т. е. “должен упомянуть”), не льзя не сознаться ... (т. е. “надо сознаться”);

· в вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя вместе с ними сочетания:

как не,

кто не,

кто только не,

где не, где только не,

чем не,

чего не,

чего только не.;

сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не – ли .

Например: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Да не изволишь ли отобедать?

· частица не входит в состав устойчивых сочетаний, обозначающих:

а) предположение: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не;

б) усиленное отрицание: далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не.

Например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство.

· частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то - не то; не только - но; не то что не - а; не то чтобы не - а,

Например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь.

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется.

У партизан были не только винтовки, но и пулеметы.

· Под ударением не входит в состав относительных местоимений: не́кто, не́что ; и наречий: не́сколько, не́где и т.п. В этих словах не становится приставкой.

Частица НИ

Частица ни употребляется для усиления отрицания. Например: На небе позади не было ни одного просвета. В таких предложениях есть отрицательное сказуемое или слово нет , а частица ни стоит с существительным в Р.п. Например: не было (чего?) ни просвета.

Если убрать из предложения частицу ни , смысл предложения не изменится: На небе не было просвета.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НИ:

· частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла. Придаточные предложения начинаются сочетаниями:

кто ни, кто бы ни,

что ни, что бы ни,

как ни, как бы ни,

сколько ни, сколько бы ни,

куда ни, куда бы ни,

где ни, где бы ни,

какой ни, какой бы ни,

чей ни, чей бы ни,

когда ни, когда бы ни т.п.

Например: Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Кто ни проедет, всякий похвалит.

· частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т.п.;

· в безударном положении частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто́, никого́ и т. д.; и наречий: никогда́, нигде́, никуда́, ниотку́да, никаќ, ниско́лько и т.п.

· повторяющаяся частица ни приобретает значение союза.

Например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

· двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.

Домашнее задание

Упражнения № 387, 391. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы не или ни .

1.(...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (...) кроткий блеск лазури неба, (...) запах, веющий с полей, (...) быстрый лет коня ретива - (...) что души (...) веселит (Бат.). 2. В глуши (...) слышно было (...) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (...) долгогривыми конями, (...) златом, данью крымских орд, (...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит - оттого, что (...) любить оно (...) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - (...) истребят (...) годы их, (...) моды, (...) пожары (Гр.). 6. (...) было лица, на котором бы (...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (...) в чем (...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был (Ч.). 10. Для него (...) было (...) каких - (...) физических, (...) моральных оков: он все мог сделать, и (...) нужно было, и (...) что его (...) связывало... Он (...) во что (...) верил и (...) чего (...) признавал. Но, (...) признавая (...) чего, он (...) только (...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье. Он (...) откуда (...) бежал, и бежать ему было (...) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (...) за что бы я (...) хотела, чтобы и я ему так же (...) нравилась (Л.). 13. Я (...) намекал (...) разу (...) о пьяном господине, (...) о прежнем моем поведении, (...) о Грушницком (Л.). 14. У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц (Т.). 15. Как (...) старались люди, собравшись в одно (...) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (...) забивали камнями землю, чтобы (...) росло на ней, как (...) счищали всякую пробившуюся травку, как (...) дымили казенным углем и нефтью, как (...) обрезывали деревья и (...) выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Т.).

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Различие на письме частиц не и ни.
Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.
Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;
2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.
Ход урока.
ОргмоментПодготовка к РЭ. Задание 6.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.
Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.
Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.
Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.
Задание 7.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.
Задание 10.
Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».
антитеза
сравнение
фразеологический оборот
метафора
Словарный диктант.
Устойчивые выражения с частицей НИ.
Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.
Новая тема.
Просмотр видео.
Различение частиц НЕ и НИ
НЕ НИ
Если опустить частицу, смыслизменится на противоположный (Не выучил - выучил) Если опустить частицу, смысл не изменится (Ее не остановят ни горы, ни реки. - Ее не остановят горы, реки.)В вопросительных и восклицательных предложениях (Кто не слышал об этом? Куда он только не обращался!)В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами: что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...
С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.) В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)
Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?
Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?
Самостоятельная работа
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».
1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.
2 Команда
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.
2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.
3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
4.Н_льзя было не задержаться в Москве.
5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.
7. Куда (н_) посмотришь, кругом простирается водная даль.
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)
Проверка
КЛЮЧ
Нельзя не восхититься торжеством красоты.
КЛЮЧ
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»
1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.
2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.
4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.
5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.6. Частицы со словами пишутся слитно.
Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,