Меню

Что включает в себя термин соматические показатели. Результаты поиска по \"соматические показатели\"

Основы композиции сада

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. По иссле­дованиям в нашей стране и ряде других стран (Польша, Франция, ГДР) отмечается отчетливая взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью. Эта зависимость особенно выражена в старших классах, где здоровые подростки имеют значительно более высокие показатели физического развития и успеваемости, чем ослабленные.

Современное понятие физического развития определяется состоянием «морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма» и уровнем биологического возраста. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др. Информативность каждого показателя меняется в разные возрастные периоды. Так, в период полового созревания ведущим показателем биологической зрелости является степень выраженности вторичных половых признаков.

Среди показателей, определяющих физическое развитие, различают соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

К соматоскопическим, или описательным, показателям относятся состояние кожных и видимых слизистых покровов (цвет, тургор, эластичность и т. п.), опорно-двигательного аппарата (форма лопаток и грудной клетки, спины, ног, стоп), степень жироотложения, выраженность вторичных половых признаков.

Соматические показатели включают длину туловища, ног, рук, рост сидя, ширину плеч и таза, окружность головы, плеча и т. д.

К физиометрическим показателям относятся: емкость легких (суммарный объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха), мышечная сила (сила сжатия кисти рук, становая сила, т. е. сила мышц стана).

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) — наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней.

Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблются под влиянием внешних условий (питание, болезни и т. д.).

Окружность грудной клетки характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки отчасти можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Для изучения физического развития детей и подростков используются массовый (одномоментный) и индивидуальный методы.

Массовый метод позволяет определить средние типичные величины физического развития для каждой возрастной, половой и социальной групп. Он проводится каждые 5-10 лет, что позволяет определить за прошедшее время сдвиги в физическом развитии под влиянием меняющихся социально-гигиенических условий (лечебно-оздоровительные мероприятия, питание, режим занятий, отдыха, сон и т. п.). При индивидуальном методе исследования физического развития детей и подростков проводятся ежегодные, при необходимости поквартальные осмотры одних и тех же детей. Это дает возможность постоянно следить за развитием каждого ребенка и выявлять его особенности.

На физическое развитие оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические, социальные и ряд других факторов.

Общественный строй определяет условия воспитания и обучения подрастающего поколения. Влияние социальных условий в нашей стране на уровень развития детей и подростков подтверждается тем, что физическое развитие детей рабочих и служащих городов и сельской местности различных климатогеографических зон, разных национальностей не имеют больших отличий в показателях. В первую очередь этот факт можно объяснить непрерывным улучшением благосостояния советского народа, условий жизни населения, повышением материального и культурного уровня, проведением широких оздоровительных мероприятий, обеспечением квалифицированной медицинской помощи детскому населению.

Интересны данные изучения физического развития современных школьников городских и сельских школ Московской области, которые дают возможность сравнить их с показателями физического развития за 50-100 лет. Полученные впервые Ф. Ф. Эрисманом в 1880-1885 гг. данные физического развития рабочих-подростков и их сверстников - гимназистов г. Глухова показали у первых низкий уровень физического развития и отставание в половом созревании на 3-4 года. С 1927 г. по настоящее время изучение фи­зического развития учащихся г. Глухова проводится каждые 5-10 лет. Исследования показали, что за прошедший период у учащихся разница в длине тела составляет от 11 до 23 см, а массы тела - от 6,5 до 11,1 кг. Изучение физического развития учащихся сельских школ впервые проводилось в 1886 г. Н. Ф. Михайловым. Он отмечал плохие жилищные условия, в которых жили дети, скудное питание и тяжелый труд подростков. Эти дети и подростки отличались низким физическим развитием (низкорослость, узкогрудость, недостаточный вес). Коренные социальные преобразования на селе, высокое материальное благосостояние колхозников, хорошие бытовые условия, отмена тяжелого изнуряющего сельскохозяйственного труда для детей и подростков, питание, содержащее необходимые белки и витамины, привели к существенному повышению физического развития сельских школьников. За последнее десятилетие у школьников сельской местности средние показатели физического развития увеличились: длина тела на 20-25 см; масса -на 11-15 кг и окружность грудной клетки - на 11-14 см. Сократился период роста, в более ранние сроки наступает период полового созревания.

Все сказанное еще раз подтверждает влияние социальных условий на физическое развитие детей и подростков.

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.

Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.

Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.

Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.

Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:

  • соматометрические;
  • физиометрические;
  • соматоскопические.

Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.

К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.

Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.

Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.

Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:

  • наклонное положение головы;
  • неодинаковый уровень надплечий и лопаток;
  • неравная длина шейно-плечевых линий.

К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.

Развитие мускулатуры – ещё один соматоскопический параметр; характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и другими свойствами. По степени развитости мускулатуры можно судить о силе, выносливости человека и виде спорта, которым он занимается.

Такой соматоскопический параметр, как телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. Как и форма грудной клетки, телосложение бывает трёх типов: нормостеническое, гиперстеническое, астеническое.

  • Гиперстенический тип предполагает преобладание поперечных размеров тела. Голова у гиперстеников имеет округлую форму, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.
  • Астенический тип телосложения означает преобладание продольных размеров тела. Астеники имеют узкое лицо, длинную, тонкую шею, тонкие конечности, слаборазвитую мускулатуру, тонкую бледную кожу.
  • Для нормостенического типа телосложения характерна пропорциональность. Ни продольный, ни поперечный размеры тела не имеют отклонений от нормы.

Таким образом, к соматоскопическим показателям физического развития относятся состояние опорно-двигательной системы (в том числе и осанки), форма грудной клетки, мускулатура и телосложение.

В чем состоит соматическое здоровье индивида? Это текущее состояние тела и органов.

Что относят к соматическому состоянию человека? Это определенные показатели или элементы здоровья. Здесь идет речь об уровне и гармоничности физического развития, функциональном состоянии организма, уровне иммунной защиты и неспецифической резистентности, об имеющихся заболеваниях или дефектах в развитии.

Это своего рода энергопотенциал организма с точки зрения биологии и медицины.

Оценка физического (соматического) здоровья

Профессор Апанасенко Г. А. полагает, что уровень соматического здоровья можно измерить простым, достоверным и доступным методом. Оценку проводят в баллах. Для этого необходимо определить некоторые показатели:

  • массу тела;
  • рост;
  • давление артериальное;
  • силу кисти;
  • частоту сердечных сокращений;
  • жизненную емкость легких;
  • время, которое требуется на восстановление пульса после нагрузки.

Данный метод помогает выявить отклонения от нормы своевременно. Соматическое здоровье определяется и другими показателями:

  • стаж занятий физическими упражнениями;
  • общая выносливость;
  • силовая выносливость;
  • ловкость;
  • эффективность иммуной системы;
  • максимальное потребление кислорода;
  • наличие хронических заболеваний.

Соматическое и психическое здоровье: взаимосвязь

Данная зависимость замечена давно. чаще подвержены различным соматическим заболеваниям. Что такое соматическое здоровье ребенка? Об этом далее.

Наиболее часто люди с психическими отклонениями умирают от следующих патологий:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • травмы и отравления.

Чем более выражена депрессия, тем хуже у человека соматическое состояние. И наоборот, происходит ухудшение психического состояния на фоне соматических расстройств. Болезненные ощущения при болезни психики переносятся хуже, нежели в нормальном эмоциональном состоянии.

Дети

Здоровый ребенок - это какой? Отмечено, что дети подвержены более высокой заболеваемости, нежели представители других возрастных групп. Они страдают патологиями хронического характера. К примеру, сюда можно отнести повышенное или пониженное давление, хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, болезни опорно-двигательного аппарата. Девочки страдают чаще мальчиков. Плохой сон и головные боли относят к психосоматике. Здесь также немалую роль играет фактор стресса.

То есть здоровый ребенок может быть только в полноценной семье с нормальным психологическим климатом.

Подростки

Оно у подростков особенное, и определяют его по двум основополагающим процессам, которые происходят в Последний характеризуется пубертатной перестройкой регуляторной структуры, которая обеспечивает физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступает в конечную стадию психосоциального развития - с другой.

Заболевания подростков в структурной характеристике

Какие заболевания имеют чаще всего соматическую природу?

  • Болезни, у которых общие для возрастных групп (приведем в пример анемию и пневмонию).
  • Заболевания, характерные в период полового созревания (например, нарушение обмена билирубина, именуемый синдромом Жильбера, остеохондропатия, гипоталамический синдром в период полового созревания, увеличение щитовидной железы).
  • Характерны для фазы становления в жизни «болезни поведения» (повышенный травматизм, ЗПП или заболевания, передающиеся в результате незащищенного секса, употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее).
  • В списке редких заболеваний - гипертония.

Вот как страдает соматическое здоровье ребенка в переходном возрасте.

Особенности подростков

Свою лепту, относящуюся к специфике заболеваемостей подростков, вносят растущие и развивающиеся органы и системы. Понимание особенностей анатомии и физиологии нужно для дифференциации норм возраста от отклонения. Так, картина гиперкинетического кардиального синдрома может диагностироваться как врожденный порок сердца, а инвертированный зубец Т в III стандартной постановке от электрокардиографии — как ревмокардит, а возможно, и ишемия.

Что страдает чаще всего?

В этой большой системе мы можем выделить основу - это расстройство эндокринной системы, патологии ЦНС и факт дисплазии (мышечная слабость). В таком случае будет разумно подвергнуть коррекции основные патологии, а не лечить дифференцированно нарушения.

Подвергая анализу состояние здоровья отдельно взятого подростка, важно выявить и дать оценку взаимообусловленности разных составляющих здоровья (соматическая, репродуктивная, психическая, социальная компонента). В таком случае профилактика и лечение будут оптимальными и эффективными. В данном случае «выпуклым» примером может выступать диагноз нервной анорексии. Такой симптом, как прекращение менструации, может стать причиной обращения к специалисту.

Основная причина болезненной и скудной менструации (аменорея) — это масса тела ниже возрастной нормы, а также соматический сдвиг, конкретное нарушение функционирования печени. Стартовая причина - это отклонение в психике и проблемное приспособление в социуме. Отрегулировать менструальный фон у юных пациенток-девушек представляется возможным при комплексном воздействии на репродуктивные, психоэмоциональные и соматические сферы.

Рассмотрим, как связаны соматическое и физическое здоровье.

Отклонения в физическом развитии

Также наблюдается специфика соматического заболевания у подростка с отклонением биологического развития. Отмечено, что у девушек, рано и быстро созревших, чаще наблюдается гиперэстрогения, тяжелее протекает бронхиальная астма, чаще развивается анемия и сосудистая церебральная дистония. Каждый тип отклонений психосексуального развития имеет свою специфику.

Взрослые

Зрелые люди более адекватно реагируют на болезнь. А вот пожилые становятся ипохондриками, чаще страдают фобиями и депрессиями. Они прислушиваются к своим самоощущениям, становятся щепетильными в вопросах здоровья. Но так бывает не всегда. Все зависит от индивидуальных особенностей индивида.

Нами рассмотрено соматическое здоровье. За ним необходимо тщательно следить, своевременно посещать врачей и проходить комплексное обследование.

2) СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наряду с данными, полученными инструментальным путем, учитывают и описательные признаки — данные наружного осмотра. В целях соматотипирования выделяют оценки, выраженные баллах (1 — 3), в ряде случаев могут быть применены еще и промежуточные оценки (1.5 и 2.5).

Костный компонент.

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности костяка и суставов, ширине плеч. Выделяют три типа костяка:

а) тонкий (узкий, грацильный) — характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, тонкими эпифизами, малыми размерами кистей рук и ступней — 1 балл;

б) крепкий, массивный (широкий) — широкие плечи, большие размеры кистей и ступней — 3 балла;

в) средний — занимает промежуточное положение — 2 балла.

Мышечный компонент.

Развитие мышечной ткани оценивается по ее объему и тонусу, в основном на конечностях — плечах и бедрах. Различают :

а) слабое развитие мышечной ткани, дрябловатость ее, слабый тонус -1 балл;

б) умеренное развитие мускулатуры, виден рельеф основных групп мышц под кожей, хороший мышечный тонус — 2 балла;

в) выраженное развитие мускулатуры, четкий ее рельеф, сильный мышечный тонус в напряженном состоянии — 3 балла.

Жировой компонент.

Развитие жирового компонента определяется по сглаженности костного рельефа скелета, а также по величине жировых складок :

а) четко виден костный рельеф плечевого пояса, особенно ключицы и лопатки, видны ребра в месте их прикрепления к грудине. Практически отсутствует подкожно-жировой слой, средняя величина жировой складки колеблется от 3 до 6 мм — 1 балл;

б) костный рельеф виден только в области ключиц, умеренное развитие подкожно-жирового слоя на животе и спине, средняя величина жировой складки колеблется от 7 до 19 мм — 2 балла;

в) обильное жироотложение на всех участках тела, костный рельеф полностью сглажен. Сильное жироотложение в области спины, живота и конечностей, кожные складки богато снабжены подкожной жировой клетчаткой. Толщина жировых складок от 20 мм и выше — 3 балла.

Форма позвоночника.

Для определения формы позвоночника проводят осмотр его как в сагитальной, так и во фронтальной плоскостях, изучают форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии образуемых, линией талии и опущенной рукой.

Форма грудной клетки.

Определяется при рассматривании в профиль и анфас. Обращают внимание на величину надчревного угла, направление нижних ребер, линию, ограничивающую грудную клетку спереди. Выделяют следующие варианты формы грудной клетки:

а) плоская - имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол острый, линия, ограничивающая грудную клетку спереди, почти прямая, нижние ребра имеют значительный наклон;

б) цилиндрическая - равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, надчревный угол равен или близок к прямому, линия, ограничивающая грудную клетку, овальная, нижние ребра имеют средний наклон;

в) коническая - имеет более широкую нижнюю часть, надчревный угол тупой, линия овальная с выпуклостью в нижней части, ребра имеют малый наклон.

Физическое здоровье (соматическое) – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловливается способностью организма к саморегулированию.

Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Степень физического здоровья человека достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.

Показатели психического здоровья представлены рядом отечественных авторов (Громбах A.M., 1988; Тхостов А.Ш., 1993; Лебединский В.В., 1994; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.)

С учетом жалоб на здоровье самого человека, выделяются четыре группы людей:

ü 1 -я группа - совершенно здоровые люди, жалоб нет;

ü 2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро социальных факторов;

ü 3-я группа - лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астеноневротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);

ü 4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях "адаптация", "социализация" и "индивидуализация" (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.,1998).

Понятие "адаптация " включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям , связанным со здоровьем человека.

ü Первый - связан со способностью реагировать на другого человека, как на равного себе. "Другой такой же живой, как и Я".

ü Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.

ü Третий критерий - то, как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества - это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормативного человека данного общества в данный конкретный момент.

Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья . Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия ). Существенной особенностью рефлексивных переживаний является, то, что они возникают помимо воли и индивидуальных усилий. Они являются предпосылками духовной жизни человека, в которой, в отличие от психической жизни, результатом является переживание жизни как ценности.

Духовное здоровье человека, как подчеркивают многие психологи (Маслоу А., Роджерс К. и др.), проявляется, прежде всего, в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно - в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни.

Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального, целостного представления о жизни.

Характеристика здоровых людей (по А. Маслоу):

1) Высшая степень восприятия реальности

2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле

3) Повышенная спонтанность, непосредственность

4) Более развитая способность сосредоточиться на проблеме

5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению

6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре

7) Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций

8) Более частые прорывы на пик переживаний

9) Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим

10) Улучшение в межличностных отношениях

11) Более демократичная структура характера

12) Высокие творческие способности

13) Определенные изменения в системе ценностей

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.

«Здоровое общество» - это то общество, где минимален уровень «социальных болезней» (Никифоров Г.С., 1999).

Социальное здоровье включает:

· социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

· влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);

· оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.

Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.

Несмотря на то, что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений. В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.