Меню

Святой мученик евгений житие. Икона святого мученика евгения севастийского

Декоративные деревья и кустарники

Святой мученик Авксентий Севастийский. Фреска монастыря Ватопед на Святой Горе Афон.

Святой мученик Евгений Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святой мученик Евстратий Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святой мученик Мардарий Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святой мученик Орест Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Около 305 года, в эпоху безжалостных Диоклетиановых гонений, по всей Римской империи, не исключая самых отдаленных ее окраин, земля обильно орошалась кровью мучеников. Повсюду христиане, кем бы они ни были, должны были выбирать между отступничеством и мученической смертью.
В ту пору в армянском городе Сатале в Малой, или Римской, Армении жил знатный и богатый человек по имени Евстратий, носивший титул дукса и занимавший должность советника и главы императорских нотариев города. Он до времени хранил в тайне свою принадлежность к христианской Церкви. Возымев в душе желание, по примеру других мучеников и исповедников, удостоиться неувядаемого мученического венца, он все же мысленно содрогался при мысли об ожидавших его истязаниях, сомневаясь, достанет ли ему сил и мужества выдержать все муки и не отступиться от истинной веры. Желая узнать, благословляет ли его Господь на этот подвиг, он вручил свой пояс, знак высокой должности, одному из слуг, велев возложить его на церковный алтарь и посмотреть, не будет ли первым человеком, вошедшим в святилище и взявшим пояс, досточтимый пресвитер по имени Авксентий. Когда именно так и случилось, Евстратий, воодушевленный этим знамением, оставил всякий страх перед теми, кто имеет власть лишь над телом (ср.: Мф. 10: 28). Он пригласил всех друзей и близких разделить его радость и устроил большой пир, на котором объявил гостям, что собирается вскоре обрести нетленное сокровище.
На следующий день, когда дука Лисий велел привести к себе на суд христианских узников, Евстратий внезапно также предстал перед ним, исповедал себя христианином и заявил, что желает разделить их участь. Весьма изумившись, судья велел снять с Евстратия знаки его сана и, раздев донага, бить бичами, а затем привести к себе на допрос. После этого, подвешенный за руки над жаровней с раскаленными угольями, мученик был снова подвергнут бичеванию. Все это время святой оставался настолько безразличным к боли, как будто истязали вовсе не его тело. Евстратий возблагодарил Лисия за доставленную ему великую радость, сказав: «Теперь я знаю, что я – храм Божий и что Святой Дух обитает во мне!» Тогда его кровоточащие раны были политы уксусом и посыпаны солью, но в тот же вечер христианин чудесным образом получил исцеление.
Пораженный стойкостью мученика и зримым вмешательством Божественной благодати, один из его сограждан и подчиненных, по имени Евгений, исполнившись дерзновения, вышел к судье и в свою очередь изъявил желание пострадать вместе с Евстратием и прочими мучениками.
Когда рано утром всех узников повели в Никополь, Лисий, глумясь над Евстратием, велел почтить его сан, обув в сандалии, пробитые острыми гвоздями. Через два дня изнурительного пути мученики прибыли в Араураку, родной город Евстратия. Там святого случайно узнал местный житель по имени Мардарий. Потрясенный столь великим самоотречением и ободряемый призывами жены, Мардарий попрощался со своими двумя детьми, вручил семью заботам одного из друзей и предал себя в руки стражников. Он с радостью присоединился к тем, кто пожелал быть верным Христу даже до смерти.
Пресвитер Авксентий первым предстал перед Лисием. После недолгого суда его отвели в лесную чащу и там обезглавили, оставив тело на съедение зверям. Однако драгоценные мощи мученика с помощью Божией были вскоре обнаружены в лесу благочестивыми христианами, а на его отрубленную голову указал им ворон.
Следом за Авксентием перед судьей предстал Мардарий, который на все задаваемые ему вопросы отвечал только одно: «Я – христианин!» Тогда судья приказал повесить его вниз головой, пронзив лодыжки ног, и забить до смерти раскаленными металлическими прутьями. Незадолго до смерти Мардарий произнес молитву, ежедневно читаемую в Православной Церкви: «Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешного, и имиже веси судьбами спаси мя недостойного раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Когда Евгений в свою очередь предстал перед тираном, его твердость и исполненные решимости слова привели того в неописуемую ярость. Он велел отрезать мученику язык и кисти рук, а затем изувечить его тело тяжелыми батогами, обрекая на мучительную смерть. Завершив расправу, Лисий отправился наблюдать за тренировкой своих солдат. Когда один из воинов, молодой новобранец по имени Орест, статный и крепкий телом юноша, метнул копье, тиран заметил блеснувший у него на шее золотой нательный крест. На вопрос дуки юноша без всяких колебаний ответил, что является христианином. Немедленно взятый под стражу, он был затем отправлен вместе с Евстратием к правителю Севастии Агриколаю, поскольку Лисий опасался новыми казнями восстановить против себя многочисленное христианское население Никополя.
Прибыв в Севастию после пятидневного перехода, Евстратий предстал перед правителем, желавшим вызвать его на диспут. Обладая обширными познаниями в различных предметах, доблестный христианин без труда доказал противнику бессмысленность языческих культов и бесплодность эллинской философии. Затем в немногих, но полных силы словах он описал благой Промысл Божий о людях от начала времен и рассказал о том, как Господь явил им Свое милосердие, послав на землю Своего Единородного Сына, Иисуса Христа. Однако же Агриколай, оставаясь непреклонным перед всеми доводами Евстратия, утверждал, что тот обязан безусловно повиноваться императору во всем и что, отказываясь поклоняться богам, признанным государственной религией, он заслуживает смерти.
После этого правитель велел привести Ореста и положить его на раскаленное железное ложе, дабы заставить Евстратия быть свидетелем жестокой казни. Устрашившись поначалу ожидавших его страшных мук, Орест, ободряемый Евстратием на подвиг, решительно шагнул навстречу мученической смерти, воскликнув: «Господи, предаю душу мою в руки Твои!»
Ночью, перед казнью, Евстратия тайно посетил в темнице епископ Севастийский святой Власий и обещал исполнить его последнюю волю и доставить мощи всех пяти мучеников в Араураку. Помолившись вместе с Евстратием и преподав ему утешительную беседу, епископ совершил Божественную литургию. Когда Евстратий принимал Святое Причастие, мрачный застенок внезапно озарился ослепительным светом, и глас с неба произнес: «Евстратий, ты мужественно сражался, прими же теперь свой венец!» Пав ниц, мученик вознес горячую молитву Господу, прося укрепить его дух и послать силы для последнего испытания.
Поднявшись затем на ноги, он смело направился к пылающей печи, осенил ее крестным знамением и вошел внутрь, воспевая Господу благодарственную песнь, как некогда три отрока иудейских в Вавилоне (ср.: Дан. 3).
На протяжении последующих веков и в наши дни пять честных мучеников не перестают совершать чудеса по молитвам и прошениям христиан через свои мощи, иконы и даже своим непосредственным явлением. Вот одно из преданий о подобном чуде. Однажды в небольшую одиноко стоявшую церковь пяти мучеников на острове Хиос в день ее престольного праздника не пришел ни один человек из-за крайне суровой зимы. Увидев, что храм пуст, благочестивый священник решил уже было править службу в одиночестве, когда неожиданно перед ним предстали пять мужей, во всем схожие с теми, что были изображены на иконе пяти мучеников. Став на клиросе, они пропели все положенные в этот день песнопения. Когда пришло время чтения мученических деяний, святой Орест возложил книгу на аналой посреди храма и начал читать. Дойдя до того места, где описывалось малодушие, охватившее его самого при виде пылающего огня, он слегка изменил стоявшее там слово и вместо «и он устрашился» произнес «и он улыбнулся». Тогда святой Евстратий прервал его и суровым голосом сказал: «Читай все так, как было на самом деле!» Покраснев от смущения, святой Орест заново прочитал это место в точности так, как было написано. Когда служба подошла к концу, святые мученики закрыли книги, потушили свечи и исчезли так же таинственно, как и появились.

Молитва св. Мардария, читаемая на службах полунощницы, третьего часа и великого повечерия.

Эта молитва читается каждую субботу на службе полунощницы.

Кондак 1

И збраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:

Икос 1

А нгели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:

Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы; радуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.

Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии; радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.

Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение; радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 2

В идя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу, Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити. Яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небеснем и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.

Икос 2

Р азум божественный от явльшагося вам Христа приимше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколая мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради хвалебно вам вопием:

Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии; радуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во что вменившии.

Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиеся; радуйтеся, темничное заключение ради Христа претерпевшии.

Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии; радуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 3

С ила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

И муще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевыя хвалы:

Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии; радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконная мучителей презревшии.

Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии; радуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.

Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся; радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 4

Б урею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, утешая, ободряя их и нетленныя венцы в Царствии Небеснем обещавая, они же сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 4

С лышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние, они же огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но, единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:

Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы; радуйтеся, кумирослужения низложителие.

Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии; радуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченная блага.

Радуйтеся, драгии и крепции четыредесяте камение; радуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 5

Б оготечнии звезды Христовы явистеся, святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.

Икос 5

В идевше святии, яко един от них отпаде, убоявся мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:

Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии; радуйтеся, всю нощь нази во езере стоявшии.

Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии; радуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.

Радуйтеся, яко свет Божественный осия вас; радуйтеся, венцы пресветлии с Небесе приявшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 6

П роповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет Небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще Богу пети: Аллилуиа.

Икос 6

В озсиявшу во езере свету Небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго; и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев, имже мы ныне вопием таковая:

Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашим веселие диавола в печаль обратившии; радуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.

Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися; радуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии.

Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшии; радуйтеся, верою и страданием ради Христа блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 7

Х отяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во чтоже вменисте, и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Н овое и последнее святии прияша мучение, яко голени их сокрушени млатами быша, и тако скончаша подвиг страдания, прияша от Бога нетленныя венцы. Темже возглашаем в похвалу им сице:

Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии; радуйтеся, сосуды благодати Божией за имя Христово сокрушеннии.

Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии; радуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.

Радуйтеся, от пророк и апостол, яко тех последователие, прелюбезно сретенные; радуйтеся, рода христианскаго слава великая.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 8

С транную доблесть показа чудная матерь святаго Мелитона, видяще бо телеса мучеников везома на сожжение, своего же сына еще жива суща, взя на рамена своя, и той испусти дух свой Богу, поя: Аллилуиа.

Икос 8

В се зверонравие проявиша мучители, егда повелеша святыя телеса мученик сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от земли память их, обаче посрамишася; Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки; сего ради зовем им:

Радуйтеся, по словеси псалмопевца чрез огнь и воду прошедшии; радуйтеся, страстем Христовым общницы.

Радуйтеся, врагов Христа низложителие; радуйтеся, ко Господу за христианы предстателие.

Радуйтеся, верныя во правоверии утвердившии; радуйтеся, неусыпныя молитвенницы за род христианский.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 9

В си христиане зело удивишася, яко кости святых мученик чудесно нощию в реце яко звезды просияша, и, честно собрани, по повелению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

В ития древний пророчески, Божиим Духом озаренный, о кончине верных во псалтири пояше: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:

Радуйтеся, соблюдшии до конца веру Христову; радуйтеся, страдании вашими, яко злато в горниле, очистившиися.

Радуйтеся, предстателие великии к Богу, от бед нас спасающии; радуйтеся, в скорбех нам помогающии.

Радуйтеся, ко спасению душ нас наставляющии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 10

С пасению нашему споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем: помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время нашего жития в покаянии проводити и всегда благодарно Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 10

С теною молитв ваших оградите нас, святии мученицы, от всяких зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас сице:

Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго Писания наставницы; радуйтеся, Агнине и Аетие славнии, на Небо духом возлетевшии.

Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии; радуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.

Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага получившии; радуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илие поревновавшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 11

П ение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте. Темже и память ваша, яко пресветлый светильник в Церкви сияет, верных духом озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

С ветом небесным осиянных зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, Престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и о мире молитвы со дерзновением приносите; темже хвалебная вам взываем:

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия победителие; радуйтеся, Филоктимоне и Феофиле, любве Божественныя совершителие.

Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы премудрии; радуйтеся, Мелитоне, Феодуле и Валенте, раби Бога преславнии.

Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие; радуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христову возвещающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 12

Б лагодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя останки ваша, преславнии мученицы и чудотворцы, темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божия молитвами вашими исполняйте, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще честная страдания ваша, святии мученицы, прославляем Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными венчавшаго, и яко теплых заступников и ходатаев за род христианский, ублажаем сице:

Радуйтеся, звезды Небесныя от Севастии возсиявшии; радуйтеся, яко луна духовная, на Небо от земли возшедшии.

Радуйтеся, яко солнце мысленное, наша скорби просвещаете; радуйтеся, яко в трудех поста и молитвы нас утешаете.

Радуйтеся, четыредесяте крепции столпы Христовы Церкве; радуйтеся, всех верных хранителие и защитницы.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 13

О святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы, предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, поюще Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели Божии...» и 1-й кондак «Избраннии страстотерпцы Христовы...»

Молитва

О , святии, сливнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Б олезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 6

В се воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество.

Величание

В еличаем вас, святии мученицы, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

В библейских писаниях часто вспоминают такого святого мученика, как Евгений. Этой библейский персонаж сильно страдал за Иисуса Христа за время правления императора Диоклетиана, что происходило с двести восемьдесят четвертого по триста пятый годы.

Император Диоклетиан, который правил империей в те времена, когда жил святой Евгений, не воспринимал христианство, как основную религию и веру. Он был заядлым любителем язычества. В триста втором году случилось так, что этот император приказал своим подрядчикам начать разрушение всех христианских храмов, а также поступил приказ от него, чтобы все христиане в городе были лишены гражданства и всех должностей при империи. К тому же, император Диоклетиан приказал тачать склонять жителей отречься от своей веры христианства. Те люди, которые не соглашались и были непокорными, было приказано казнить – то есть обезглавить.

Язычники в то время слишком сильно ненавидели христиан. И указы императоры все вскоре исполнялись. Все тюрьмы были заполнены христианами и епископами христианских храмов.

Много христиан в то время боролись с язычеством любыми путями. В одном из городов было организовано войско, которым управлял христианин Евстратий. У него был друг о имени Евгений. Они вместе старались бороться за христианство, и каждый день молились Иисусу Христу за то, чтобы он им помог и сделал христианство основной верой в мире. Оба друга объявили себя христианами на весь мир. Как только эта информация дошла до императора, их было брошено в цепях в темницу. На следующий день их сильно мучали, терзали. Перед тем, как их должны были казнить, Евгений молился Господу.

Святой Евгений – молитва

Часто к святому Евгению с молитвой обращаются люди, которые сильно страдают, так как сам он был святым мучеником, который за свою веру и Иисуса Христа выстрадал всю свою не долгую жизнь. В большинстве случаев в молитве вспоминаются имена всех тех мучеников, которых император бросил в темницу за их любовь к Господу и христианству.

Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем.
Оно Звучит приятно
.......................
...Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
Пушкин, "Медный всадник"

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
.........
...Мое! - сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг...
..........
...Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени...
.........
...И вас покинул мой Евгений.
Пушкин, "Евгений Онегин"

Сегодня, пожалуй, не сыщешь такого скептика, который отрицал бы влияние имени человека на его жизнь. О наличии внутренней связи имени, которым нарекается младенец, с его последующей судьбой, говорят все мистические учения. Существуют целые трактаты, книги по этой тематике, например, известный труд о. Павла Флоренского.

На древнегреческом языке Евгений означает "благородный". Имя это довольно популярно, в ХIХ и первой половине XX века оно было городским, в последнее время его чаще дают на селе. Мужское имя встречается чаще, чем женское. Похоже, наибольшую подвижность этому имени в русском мире дали два произведения Александра Пушкина - роман в стихах "Евгений Онегин" и поэма "Медный всадник". Известны также большая приязнь и пиетет Александра Сергеевича к поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому, коего "солнце русской поэзии" считал(о) огромной величиной в литературе. (Критику со стороны Баратынского Пушкин воспринимал как заинтересованную, дружескую, профессиональную. Он самоиронично писал своему другу П. Вяземскому, тоже поэту: "От моей прозы Баратынский ржет и бьется").

Помнится из школьного курса (нынче на Украине это тоже - зарубежная литература) и Евгений Базаров, с позволения сказать, "нигилист" - во всяком случае, только так его утверждало советское литературоведение. В новейшее время в русской литературе наиболее заметны два нынездравствующих Евгения - как ни относись к творчеству каждого - поэты Евтушенко и Рейн (которого нобелиант И. Бродский называл своим учителем), менее известен поэт Евгений Блажеевский, ушедший из жизни преждевременно, на 52-м году жизни (в 1999).

С именем Евгений мистики связывают бледно-голубой (!) цвет, талисманом среди камней считают жемчуг, благоприятными растениями - красивое дерево липу и голубенький милый цветочек незабудку. Счастливым временем года полагают для Евгениев зиму. А основными их чертами считаются вспыльчивость и развитая интуиция.

Людей нередко занимает магия дат, чисел и биографических соответствий. Нам свойственно примерять на себя и близких судьбы и деяния героев, деятелей, личностей. В какой мере в наших характерах, свойствах, поведении, судьбах проявляется влияние небесных соименников? Эта тема волнующа, ведь наши имена являются земными проекциями имен, написанных на небесах.

Ниже мы будем приводить факты, а читателю - самому судить, в какой связи они находятся с тем или иным реальным человеком.

Нас же подвигла к такому размышлению безвременная, трагическая смерть незауряднейшего человека, Евгения Кушнарева, - харизматичного лидера, объединявшего большие массы людей, ставшего выразителем сущностных идей и отстаивателем ценностей Русского мiра. Он не дожил 13 дней до 29-го января, своего 56-го дня рождения, приняв, по нашему разумению, если не "мученическую", то мучительную кончину (умер от тяжкого огнестрельного ранения).

В молитвенном слове при отпевании убиенного раба Божия Евгения архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим обратился к святому соименнику покойного.

Мы задались вопросом, о каком же святом Евгении может идти речь.

Был, к примеру, священномученик Евгений Антиохийский, Мавританский - пресвитер, почитающийся 4 марта (19) февраля. За обличение в безбожии императора Юлиана Отступника он был - после мучений - сослан в Мавританию из Антиохии, где и скончался.

Выяснилось, что в православных святцах наличествуют имена 21 Евгения!

Полный список святых Евгениев, в большинстве своем, как поется в тропаре, "кровьми Истину соблюдших", приводим ниже. И ознакомимся с краткими житиями некоторых из них.

В первую очередь, на наш взгляд, должен быть помянут (обратите внимание на показательную для нашего случая фамилию!) священномученик Евгений Харьков.

Евгений Харьков

Харьков Евгений Яковлевич родился в 1891 в с. Бетино Касимовского р-на Рязанской губ. Настоятель храма, протодиакон, он был арестован в Касимове и расстрелян в Рязани в 23 декабря 1937 вместе с пятью священниками: о. Николаем Динариевым, о. Николаем Карасевым, о. Анатолием Правдолюбовым, о. Константином Бажановым, о. Александром Туберовским. Канонизирован в августе 2000. День памяти - вместе с Собором новомучеников российских (в 2007 году - 11 февраля).

Евгений Мелитинский

Один из 33 христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в 298 г. от гонений императора Диоклетиана. Память в Православной Церкви - 7 (20) ноября.

Св. Евгений состоял в дружине Иерона. В ней же служили: Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрихий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот и Амонит.

Каппадокийцу Иерону за сопротивление и исповедание христианской веры правитель Лисий приказал отрубить руки и после истязаний обезглавить - с членами его дружины, в Мелитине.

Евгений Трапезундский

Существует повествование о мученическом подвиге и чудесах малоизвестного святого Вселенской Церкви великомученика Евгения Трапезундского. Трапезунд в свое время считался столицей Понта. Эта удивительная причерноморская горная страна дала Вселенскому Православию множество святых, таких, как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Григорий Неокесарийский, преподобный Афанасий Афонский. После захвата турками Малой Азии, в том числе и Понта, здесь благодаря мужеству, стойкости и верности Христу коренных жителей сохранялись очаги эллинизма и Православия вплоть до "малоазиатской катастрофы", как ее называют историки (1920-1922).

Трапезундцы Евгений, Валериан, Кандид и Акила, узнав о гонении, воздвигнутом на христиан императором Диоклетианом, удалились в леса, где были найдены, преданы мучениям и после истязаний усекнуты - в 305 году, при игемоне Лисии. Память в Православной и Католической церквях - 3 фераля/21 января.

Евгений Севастийский

Вместе с мучениками Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом жил в Севастии, в Армении. Во время гонений на христиан в III в. все тем же Диоклетианом, воин Евгений объявил себя последователем Христа и во имя веры претерпел страшные мучения: ему вырвали язык, отрубили руки и ноги, отсекли голову.
Почитается 26 (13) декабря.

Евгений Херсонесский

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон (почитаются 20 /7 марта) несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.

В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.

По повелению императора Максимиана Галерия (305 - 311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.

Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника - епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело.

Все три епископа разделили участь своего предшественника - беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 г.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V - XIV векам. В 987 г. в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

Евгений Родионов

Нельзя не вспомнить и Евгения Александровича Родионова, уроженца г. Сатино-Русское, 19-летнего рядового пограничных войск России, убитого близ Бамута, в плену в Чечне, в день его рождения, 23 мая 1996.

13 февраля того года вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым он заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен, их держали в заключении, избивали и морили голодом.

Предание говорит, что 23 мая Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест, принять ислам и выступить с оружием в руках против российских федеральных сил. После отказа Родионову отрезали голову, остальных расстреляли.

О подвиге молодого мученика стали слагаться легенды, к месту захоронения воина Евгения начали приходить люди - за молитвенной помощью. Даже написаны иконы и сложены молитвы "святому Евгению". В конце 2003 возникла инициатива - канонизировать Евгения Родионова как новомученика. Несмотря на то, что в начале 2004 Синодальная комиссия по канонизации РПЦ аргументированно отказала в его канонизации (тщательно изучив обстоятельства дела и пока что не найдя веских оснований), почитание воина Евгения весьма укоренилось.

Приложение .
"Евгений, мч. Ноябрь 24
"Евгений, мч. Июль 21
"Евгений Февраль 25
"Евгений, мч. Январь 8
"Евгений (Выжва), сщмч., игумен Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 7
"Евгений (Попов), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 10
"Евгений (Елховский), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Октябрь 16
"Евгений (Васильев), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Ноябрь 11
"Евгений (Яковлев), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Ноябрь 24
"Евгений (Зернов), сщмч., митрополит, Горьковский Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 7
"Евгений (Ивашко), сщмч., прот. Январь 29 (новомуч.) Октябрь 29
"Евгений (Харьков), сщмч., прот. Январь 29 (новомуч.) Декабрь 10
"Евгений (Дмитров), мч., псаломщик Январь 29 (новомуч.) Август 18
"Евгений Антиохийский, Мавританский, сщмч., пресвитер Февраль 19
"Евгений Вифинский, прп. Февраль 12
"Евгений Дамасский, мч. Сентябрь 25
"Евгений Кесарийский, мч. Декабрь 10
"Евгений Мелитинский Ноябрь 7
"Евгений Севастийский, мч. Декабрь 13
"Евгений Трапезундский, мч. Январь 21
"Евгений Херсонесский, сщмч., еп. Март 7

Император Диоклетиан правил Римской империей с 284 по 305 годы. В период его владычества для огромной Римской империи, для всех ее жителей началась новая эпоха – эпоха неограниченной, абсолютной монархической власти императора. Такое правление позволило ему восстановить мир в империи, которого уже давно не было, поэтому время Диоклетиана провозглашалось современными риторами возвращением золотого века. Не совсем согласовалось с возрождением империи предпринятое Диоклетианом в 303 и 304 годах гонение на христиан, религию которых он думал искоренить, а единственной государственной религией империи сделать язычество. Несмотря на жесточайшие гонения, Диоклетиан не особо преуспел в этой области, христианская вера разрасталась, крепла, и в год смерти Диоклетиана эдикт Константина Великого сделал христианство господствующей религией в Римской империи.
Икона Святого мученика Евгения,
иконописец Юрий Кузнецов.
Тем не менее тысячи христиан пострадали во время правления императора Диоклетиана и среди них святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест Севастийские, жившие в Армении Каппадокийской (или Малой Армении), бывшей тогда римской провинцией. Наместниками ее были жестокие правители – Лисий в городе Саталион и Агриколай в Севастии.

После того как начались гонения на христиан, тюрьмы очень быстро наполнились христианами-епископами, пресвитерами и мирянами. В Армении был схвачен пресвитер Аравракинской церкви Авксентий, который вместе с другими христианами был отдан в городе Саталионе под суд областному правителю Лисию и предан мучениям.

В этом же городе жил военачальник Евстратий, он отличался благородным происхождением и благочестивой жизнью, был тайным христианином. Видя, какие пытки переживают схваченные христиане, он публично обличил Лисия в жестокости и объявил о своем вероисповедании. Лисий тут же приказал взять его под стражу, предать пыткам и казнить.

Друг Евстратия – Евгений, тоже военачальник, пожелал разделить участь своего друга Евстратия и всенародно объявил себя христианином: «Лисий! И я – христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе!» Он тотчас же был закован в цепи и вместе с другими брошен в темницу. На другой день был суд, и святого Евгения спросили, кто подучил его дерзновенным насмешкам над судом, ибо приняли смелость воина-христианина за насмешку и непризнание строгости и законности его, на что святой ответил, что Бог Его, который повергает ниц бесов, почитаемых язычниками, дарует ему и эту смелость, и свободу слова...

Всех заключенных было приказано доставить в город Никополь. Их путь лежал через родной город Евстратия – Аравракин. Его там знали и любили, но люди не решались открыто высказывать свою приязнь мученику из-за страха разделить его участь.

Только некто Мардарий, оставив свою семью на попечение благочестивых соседей и промысел Божий, пренебрег опасностью и последовал за своими друзьями. На все угрозы Лисия Мардарий кротко отвечал: «Я христианин». Пресвитер Авксентий, Евгений и Мардарий после многих пыток были казнены.

Их места заняли новые мученики-христиане, казни не прекращались. Как-то Лисий случайно увидел у своего воина Ореста на груди крестик и спросил: «Не христианин ли ты?» Орест не стал отпираться: «Я раб Бога Всевышнего», – ответил он. Его тотчас же схватили и присоединили к прочим мученикам.

Когда же пришли в Никополь, многие воины объявили себя тоже христианами. Лисий был смущен, он боялся, что казнь такого множества христиан вызовет волнения в народе и сочувствие к мученикам. Он решил отправить Евстратия и Ореста в город Севастию, где они и были казнены.

Евстратий так мудро и убедительно рассказывал правителю Севастии Агриколаю о Боге, о любви Его, о неизреченной благости, которая побудила Сына Божия воплотиться и страдать за людей, о безумии и суетности идолопоклонства, что жестокий гонитель христиан стал предлагать ему притворно отречься от христианства и получить спасение, но Евстратий отказался.

В родном городе этих святых мучеников, Аравраке, в честь их сооружена была церковь, и от мощей их творились чудеса. В настоящее время мощи их хранятся в Риме, в церкви Святого Аполлинария Равеннийского.

Какое чудо произошло

Впоследствии в память пяти святых мучеников (Евгения, Авксентия, Евстратия, Мардария и Ореста) близ Царьграда (Константинополя) в ограде монастыря Олимп построили храм.

Ежегодно в день их памяти патриарх и император посещали храм и делали пожертвования служителям, но однажды в этот день разыгралась сильная буря, и на праздник никто не прибыл. Иноки обители, оставшись без пропитания, расстроились и даже стали укорять святых перед их иконой.

Но к вечеру в обитель прибыли посланники от царя, царицы и патриарха, все со съестными припасами, вином и деньгами. Посланники назвались именами Авксентий, Евгений, Мардарий. Наутро храм посетили Евстратий и Орест. Игумен велел читать инокам, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки отказывались, ссылаясь на то, что никто из города не пришел на праздник, тогда читать вызвался Евстратий, а потом воткнул в церковный пол жезл, превратившийся в дерево. После этого чуда иноки поняли кто перед ними, а святые мученики тотчас же стали невидимыми. После службы иноки нашли монастырский погреб полным съестными припасами.

Значение иконы

Икона Святого мученика Евгения Севастийского, образ его и житие неразрывно связаны с образами пятерых мучеников Севастийских. Из их слов, сказанных в лицо мучителям, последних горячих и светлых молитв Богу, перед тем, как они предстали перед Ним в Царствии Его, до нас через века донеслось немного. Однако в память о подвиге Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста остались их молитвы, которые по сей день входят в тексты православного богослужения.

Молитву «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая ныне читается в заутрени и на полунощнице, произнес во время казни святой Мардарий. Молитва «Величая, величаю Тя, Господи...» прозвучала из уст святого Евстратия перед его святой кончиной. Все это было невероятно давно, трудно представить себе, сколько исторических событий произошло, сколько поколений сменили друг друга, а мы вслед за ними произносим эти слова и вместе с ними, стоящими у Небесного престола, славим Бога теми же словами, только на родном языке, который в известном нам звучании возник много позже...