Меню

История сша. Первые поселенцы Америки Первая американская колония

Работы на даче, в саду весной

Начало державы… каким оно было? Кем были первые переселенцы США , кто были первые колонисты ? Почему костяк великой в будущем страны основали иммигранты из чужих стран, а не коренное население такого большого континента? Как известно, в Америке с давних пор жили индейцы. Сужествует гипотеза, что они были потомками переселенцев с территорий, ныне зовущихся Сибирью, которое произошло порядка 10000 лет назад. Врятли в то время существовало мореплавание, и скорее всего передвигаться по воде люди умели только на небольших лодках. Но не стоит забывать, что материки, образованные слоями земной коры, находятся в непрерывном движении, и, возможно, в те далекие времена на месте Берингова пролива была суша, что и позволило иммигрировать тем племенам и общинам. Так и появилось коренное население Америки. И в то время, когда в Европе один век сменялся другим, принося миру новые открытия и знания, изобретался порох, совершенствовались ремесла и развивались международная торговля, в Америке жили разрозненные племена индейцев, у каждого из которых был свой собственный язык. Жили эти племена, как и все общины первобытного строя, за счет охоты, животноводства и растеневодства.

Так кем же были первые переселенцы США , потревожившие привычный строй коренного населения? Принято считать, что первым европейцем , побывавшим у бергов Америки , был Христофор Колумб. И было это в 1492 году. В мировой истории именно ему приписывается открытие Америки. Но намнго раньше, приблизительно в 1000 году, в Америке побывали другие европейцы- славные исландские викинги. Дело в том, что в 1960 году на острове Ньюфаундленд было обнаружено археологическое подтверждение этому факту- а именно остатки поселений викингов. Также этот факт описан в народных исландских летописях- сагах, в которых был упомянут факт открытия новых земель. Любопытно, что как и в случае с Христофором Колумбом, викинги просто сбились с пути во время плавания к берегам Гренландии(Колумб же направлялся в Японию, когда открыл Америку). Поселений у Викингов было несколько, но из за стычек с коренным населением ни одно из них не просуществовало более двух лет. Получается, викинги и были первыми колонистами Америки извне, хоть и не очень успешными. Тем не менее, именно благодаря Христофору Колумбу европейцы узнали об Америке, поэтому он по праву считается человеком, открывшим этот континент. Интересно, что во время первой своей экспедиции Колумб открыл южную Америку (Мексика), и только на четвертую добрался до центральной части Америки(ныне территория США). Первая колония Америки, после викингов, была в ее южной части- это была испанская колония, основанная Христофором Колумбом во время его второй экспедиции. Но то южная Америка. А что насчет той ее части, которая в будущем станет США? Первыми колонистами центральной Америки снова были Испанцы. В 1565 году было построено первое европейское поселение- город Сент-Огастин, который существует и сейчас. После успеха Христофора Колумба испанцы обследовали большую часть восточного побережья Америки, после чего начали продвигаться вглубь континента. Такие известные города, как Лос Анджелес, Сан Диего и Санта-Барбара были основанны именно испанцами. Лишь спустя 20 лет после основания первой испанской колонии на восточном побережье появились англичане. В 1585 году подданные английской короны основали осторовную колонию Роанок- которая довольно быстро канула в лету. Дальше был более успешный английский Джеймстаун(ныне Виргиния), Плимут и испанский Санта- Фе. Но это уже совсем другие истории…

Итак, выводы такие: первыми переселенцами извне, более того, европейскими переселенцами были исландские викинги. Это было на рубеже 10-го и 11-го веков нашей эры. А первыми успешными переселенцами будущей США стали испанцы, спустя более 500 лет после появления в этих краях викингов. А вообще, колонии в Америки основывали много разных национальностей, помимо англичан и испанцев это были немцы, голландцы, шведы и французы. Любопытно, что город в 1626 году основали голландцы, в качестве столицы голландских владений в Северной Америке. Назвыался он тогда Новым Амстердамом.

Первые английские колонии в Северной Америке появились еще в конце XVI в. Но они оказались недолговечными.

Поселенцы не находили золота в Северной Америке, а использование настоящих богатств северного континента путем упорного, настойчивого труда в их планы не входило.

Первое постоянное поселение англичане основали в Америке в 1607 г.

Еще в 1606 г. в Англии были учреждены две компании -- Лондонская и Плимутская. Первая из них получила право заселять Атлантическое побережье Северной Америки между 34 и 41° с. ш., а вторая -- между 38 и 45° с. ш., причем между 38 и 41 могли основывать поселения обе компании, с тем, чтобы поселения не сближались более чем на 100 миль. Был назначен королевский совет, которому были подчинены два отдельных совета, ведавших Лондонской и Плимутской компаниями. Согласно королевской хартии об учреждении этих компаний, область в Северной Америке, которую предполагалось колонизовать, была названа Виргинией в честь «королевы-девственницы» Елизаветы. Впоследствии это название сохранилось только за одной из английских колоний на Атлантическом побережье Северной Америки Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке. - М.: Прогресс, 2012. - 48 с..

В 1607 г. сто двадцать колонистов, исключительно мужчин, прибыли на трех больших кораблях и избрали для поселения полуостров в устье реки Джемс в Виргинии -- болотистее место с огромным количеством москитов, но обладающее удобной бухтой и выгодно расположенное для защиты от возможных нападений. Поселение в честь короля Якова I получило название Джеймстауна.

Население колонии состояло из «кабальных слуг» Лондонской компании. Это были бедняки, закалившиеся на 7--10 лет из-за нужды, или преступники, сосланные в Америку. Кабальные слуги -- по существу временные рабы -- работали партиями, подгоняемые надсмотрщиками. Колонисты не получали за свою работу плату, а имели натуральное снабжение из магазинов компании. Колонисты несли и военную службу против индейцев.

С 1611 г. колонистам дали индивидуальные участки земли. С этого времени началось выращивание табака и отправка его в Англию. Вскоре в колонии появились органы цензового самоуправления. В 1619 г. делегаты от различных поселений были избраны на Генеральную ассамблею. Постановления ассамблеи подлежали утверждению компаний в Лондоне. С 1624 г. Виргиния стала королевской провинцией. Управление ею перешло от компании непосредственно к королю, который назначил губернатора колоний и совет при нем. Ассамблея сохранилась, но ее постановления подлежали утверждению губернатора. Территория, пожалованная Плимутской компании, совпадала в значительной части с территорией, полученной французской компанией от своего короля в 1603 г. (между 40 и 46° с. ш.). Сначала французы потеснили англичан, но в 1613--1614 гг. англичане из Виргинии разрушили французское поселение у залива Фунди -- Пор-Руаяль, сожгли дома и установили знаки, свидетельствовавшие, что территория находится во владении английского королевства Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке. - М.: Прогресс, 2012. - 55 с..

Если первоначальное население колонии в Виргинии состояло из «законтрактованных», закаленных слуг, то другая английская колония, основанная на Севере, в Плимуте, состояла из лично свободных поселенцев.

По традиционной версии считается, что «отцы-пилигримы», основавшие в 1620 г. поселение там, где теперь находится город Плимут (штат Массачузетс), открыли новый этап в английской колонизации Северной Америки, что если до этого колонизация вызывалась экономическими мотивами, то теперь наступило время, когда переселения в Америку совершались по религиозным побуждениям. Конечно, религиозные мотивы имели некоторое значение при основании Плимутской колонии, однако они не играли решающей роли. Начало колонии связано с тем, что сектанты, стоявшие в оппозиции к английской церкви, последователи Роберта Брауна, решили выселиться из Англии. Сторонников Брауна в Англии преследовали, заключали в тюрьму, некоторых вешали. Тогда группа сепаратистов-браунистов, позже их стали называть пилигримами, переселилась из Скруби (в Ноттингемшайре) в Голландию, в Лейден. Это было в 1609 г. В Голландии они прожили 12 лет, а затем решили переселиться в Америку.

Однако то предприятие, к которому примкнули лейденские браунисты, носило типичный коммерческий характер. Группа из 70 лондонских купцов собрала по подписке капитал в 7 тысяч фунтов стерлингов и получила от уже существовавшей Лондонской компании патент на основании отдельной колонии на землях компании в Северной Америке.

Небольшая группа учредителей получила от лондонских купцов-пуритан полномочие на управление колонией в Америке в согласии с английскими законами.

21 декабря 1620 г. пилигримы основали колонию -- Новый Плимут. В первую же зиму погибло 44 колониста, почти половина. Они стали жертвами голода и болезней. Некоторые колонисты были растерзаны стаями волков. Особенно тяжело переносили условия жизни в колонии женщины. Из 18 замужних женщин в первые четыре месяца погибло 14.

Первоначально колонисты жили в общих жилищах и не имели права вести частную торговлю продуктами своего труда -- все поступало в общие склады. Колония управлялась должностными лицами, избранными самими колонистами Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке. - М.: Прогресс, 2012. - 58 с..

Главным занятием колонии первоначально являлась торговля с индейцами и с Виргинской компанией, а также производство лесных материалов и сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления. Вскоре, однако, этот порядок, введенный в 1620 г., был нарушен. Если вначале в колонии не было частной собственности, то очень скоро колонисты построили себе дома, с 1623 г. пахотная земля перешла в частную собственность, в 1627 г. был поделен скот, в 1633 г. были разделены (по жребию) выгоны. В 1628 г. плимутские колонисты договорились с Лондоном о выкупе права собственности на колонию за 1880 фунтов стерлингов с рассрочкой на девять лет.

Колония в Новом Плимуте и колонии, основанные позднее в этой части Атлантического побережья Северной Америки, получили название Новой Англии.

С основанием в ноябре 1620 г. английской колонии в Америке около мыса Код связан один момент большой важности. Находясь на борту корабля «Майский цветок», до того как началась высадка на сушу, пилигримы подписали знаменитое соглашение об образовании «гражданского общества».

В этом соглашении пуритане-пилигримы заявили, что они «торжественно и обоюдно перед лицом бога и друг перед другом договариваются и соединяются в гражданское общество». Колонисты постановили «принимать и создавать такие справедливые и равные законы, распоряжения, акты, положения и должности, какие окажутся наиболее подходящими и удобными для общего блага колонии», и брали на себя обязанность «должным образом им подчиняться и повиноваться». Соглашение на «Майском цветке» касалось не только религиозных дел, но и гражданского устройства колонии. Значение соглашения на «Майском цветке» состоит в том, что здесь в зародышевой форме содержится идея о суверенитете народа, о праве самого народа устанавливать власть, государственное правление. Это соглашение было составлено под влиянием учений кальвинистов задолго до «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо и само могло повлиять на французского просветителя Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке. - М.: Прогресс, 2012. - 68 с..

Но основатели Плимутской колонии, стремившиеся к капиталистической наживе, были далеки от признания подлинного суверенитета народа, от подлинной демократии, которая возможна только в обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых. В пуританских колониях Новой Англии вскоре появились и кабальные слуги, и рабы-индейцы, а затем и рабы-негры. С истинно пуританской расчетливостью и бессердечием первоначальные поселенцы эксплуатировали и белых бедняков, и позднейших пришельцев, которые были лишены права на пользование землей общины. Монополизация права на пользование общинной землей кучкой основателей колонии стала в дальнейшем одной из причин острой классовой борьбы в пуританских колониях Новой Англии.

В Плимуте и других пуританских колониях воцарился дух нетерпимого, воинствующего протестантизма. Все лица, не принадлежавшие к господствующей религиозной секте, были лишены голоса в решении общих дел Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке. - М.: Прогресс, 2012. - 79 с..

Буржуазные историки, указывая в числе мотивов, способствовавших переселению колонистов в Америку, на стремление уйти от религиозных преследований в Европе, особенно подчеркивают этот момент, для того чтобы противопоставить Европу, где существовали религиозные преследования, и Америку, якобы страну свободы совести. На самом деле свободы совести в Америке не было. Пуритане Новой Англии или католики в Мэриленде устанавливали теократическое правление и жесточайшим образом преследовали инаковерующих. Поселенцам приходилось опять бежать, например из пуританского Массачузетса, чтобы основать новую колонию -- Род-Айленд, или из католического Мэриленда в Виргинию.

В XVII в. в Америке устраивались массовые облавы на «ведьм», организовывались процессы против них, после чего их сжигали с такими же церемониями, как и в Европе.

В 1698 г. в Виргинии Грейс Шервуд и ее муж подали в суд жалобу на своих соседей по обвинению их в клевете. Соседи же обвиняли Шервудов в том, что они якобы «наслали порчу» на их свиней и хлопок. Шервуды требовали возмещения за обиду в размере 100 фунтов стерлингов. Та же самая Грейс Шервуд требовала еще 100 фунтов стерлингов со своих ближайших соседей, заявляя, что они явились к ней в дом через отверстие для дверного ключа, приняв образ черной кошки.

Власти решили освидетельствовать Грейс Шервуд, не является ли она сама ведьмой. Жюри, составленное из женщин, дважды изучало вопрос, нет ли на теле у Шервуд знаков «ведьмы», и сообщило суду, что она имеет на своем теле два таких знака. Затем решили проверить, тонет ли она в воде. Оказалось, не тонет. Вытащив из воды, ее немедленно заковали в кандалы и бросили в тюрьму. Только незадолго перед своей смертью она была освобождена.

В период реставрации Стюартов в Англии процессы против «ведьм» в Америке усилились. Издавались книги «О ведовстве и способах распознавания ведьм». Особенно большой масштаб борьбы против «ведьм» приняла в пуританской колонии Массачузетсе, Бостоне и Сейлеме. Новый губернатор Бостона Вильям Фипс назначил специальный суд для борьбы против «ведьм». Этот суд принялся за дело с большим рвением, и к сентябрю 1692 г. 19 человек было повешено, один предан «длительной и тяжкой смерти», 55 были признаны виновными, но помилованы, 150 находились в тюрьме в ожидании суда по их «ведовским делам».

Америка была сперва землей, а потом страной, которые родились в воображении прежде, чем в действительности, писала Сьюзен-Мэри Грант. Родившиеся из жестокости завоевателей и надежд простых тружеников, стали одними из самыхмогучих государств мира. История Америки становления цепь парадоксов.

Страна, создававшаяся во имя свободы, построена трудом рабов; страна, борющаяся за установление морального превосходства, военной безопасности и экономической стабильности, делает это в условиях финансовых кризисов и глобальных конфликтов, причиной которых не в последнюю очередь является сама.

Начиналось все с колониальной Америки, созданной первыми прибывшими туда европейцами, которых манила возможность обогатиться или беспрепятственно исповедовать свою религию. В результате целые коренные народы были вытеснены с родной земли, обнищали, а некоторые подверглись полному истреблению.

Америка значительная часть современного мира, его экономики, политики, культуры, а ее история неотъемлемый элемент мировой истории. Америка это не только Голливуд, Белый дом и Кремниевая долина. Это страна, где соединились обычаи, привычки, традиции и особенности разных народов, образовавших новую нацию. Этот постоянный процесс за поразительно короткое время создал удивительное историческое явление супергосударство.

Как оно складывалось и что собой представляет ныне? Каково его влияние на современный мир? Об этом мы сейчас и расскажем.

Америка до Колумба

Можно ли попасть в Америку пешком? В общем, можно. Подумаешь, меньше сотни километров, точнее девяносто шесть.

Когда замерзает Берингов пролив, эскимосы и чукчи даже в непогоду пересекают его в обе стороны. Иначе откуда бы у советского оленевода взялся новенький винчестер?.. Метель? Мороз? Как и давным-давно, человек в одежде из меха северного оленя зарывается в снег, набивает рот пеммиканом и дремлет, пока буря не утихнет...

Спросите среднего американца, когда начинается история Америки. Девяносто восемь ответов из ста в 1776 г. Времена до начала европейской колонизации американцы представляют себе крайне смутно, хотя индейский период такая же неотъемлемая часть истории страны, как и Мэйфлауэр. И все равно есть рубеж, за которым одна история трагически завершается, а вторая драматически развивается...

Европейцы высадились на Американский континент у Восточного побережья. Будущие коренные американцы шли с северо-запада. 30 тысяч лет назад север континента был окован могучим льдом и глубокими снегами до самых Великих озер и дальше.

Все же большинство первоамериканцев и прибыли через Аляску, уходя затем к югу от Юкона. Скорее всего, были две основные группы переселенцев: первая прибыла из Сибири, со своим языком и обычаями; вторая несколько столетий спустя, когда сухопутный перешеек от Сибири до Аляски ушел под воду растаявшего ледника.

У них были прямые черные волосы, гладкая смуглая кожа, широкий нос с низко расположенной переносицей, раскосые карие глаза с характерной складкой у век. Совсем недавно в системе подводных пещер Сак-Актун (Мексика) спелеологи-подводники обнаружили неполный скелет 16-летней девушки. Ей дали имя Найя - водяная нимфа. Радиоуглеродный и уран-ториевый анализы показали, что кости пролежали на дне затопленной пещеры 12-13 тысяч лет. Череп Найи удлиненной формы, отчетливо более близкой к древним жителям Сибири, чем к округлым черепам современных индейцев.

В ткани коренного зуба Найи генетики обнаружили еще и целую митохондриальную ДНК. Переходя от матери к дочери, она сохраняет гаплотип полный набор генов родителей. У Найи он соответствует гаплотипу П1, распространенному среди современных индейцев. Гипотеза, что коренные американцы произошли от ранних палеоамериканцев, мигрировавших через Берингов мост из Восточной Сибири, получила самое веское из возможных доказательств. Институт цитологии и генетики РАН полагает, что переселенцы принадлежали к племенам Алтая.

Первые обитатели Америки

За ледяными горами, к югу, лежала волшебная страна с теплым и влажным климатом. На ней расположилась почти вся территория нынешних Соединенных Штатов. Леса, луга, разнообразный животный мир. Через Берин-гию во время последнего оледенения перешли несколько пород диких лошадей, позднее либо истребленных, либо вымерших. Древние животные поставляли человеку кроме мяса технологически необходимые материалы меха, кость, шкуры, сухожилия.

От берегов Азии к Аляске тянулась свободная ото льда полоска тундры, своего рода мост через нынешний Берингов пролив. А вот на Аляске лишь во время коротких потеплений вытаивали проходы, открывавшие дорогу на юг. Льды прижимали идущих к реке Маккензи, к восточным склонам Скалистых гор, но вскоре они выходили к густым лесам нынешнего штата Монтана. Одни шли туда, другие на запад, к побережью Тихого океана. Остальные обычно уходили к югу через Вайоминг и Колорадо к Нью-Мексико и Аризоне.

Самые смелые пробивались еще южнее, через Мексику и Центральную Америку на южный Американский континент; до Чили и Аргентины они доберутся только столетия спустя.

Возможно, предки коренных американцев попадали на континент и через Алеутские острова, хотя это тяжелый и опасный путь. Можно предположить, что полинезийцы, великолепные мореходы, доплывали до Южной Америки.

В пещере Мармс (штат Вашингтон) были обнаружены останки трех человеческих черепов, датированных 11-8-м тысячелетиями до н.э., а рядом — наконечник копья и костяной инструмент, что давало повод предположить открытие уникальной древней культуры коренных жителей Америки. Значит, уже тогда на этих землях жили люди, способные создавать гладкие, острые, удобные и красивые изделия. Но именно там инженерным войскам США понадобилось возвести плотину, и теперь уникальные экспонаты лежат под двенадцатиметровой толщей воды.

Строились догадки о том, кто побывал в этой части мира прежде Колумба. Викинги точно были.

Сын вождя викингов Эрика Рыжего, Лейф Эрикссон, выйдя в море из норвежской колонии в Гренландии, проплыл Хеллуланд («страну валунов», теперь — Баффинову Землю), Маркланд (лесную страну, полуостров Лабрадор), Винланд («виноградную страну», скорее всего Новую Англию). Перезимовав в Винланде, корабли викингов вернулись в Гренландию.

Брат Лейфа, Торвальд Эрикссон, спустя два года все же построил в Америке укрепление с жильем. Но алгонкины убили Торвальда, и его спутники уплыли обратно. Следующие две попытки были чуть успешнее: невестка Эрика Рыжего Гудрид осела в Америке, наладила поначалу выгодную торговлю со скре-лингами, но потом вернулась в Гренландию. Дочери Эрика Рыжего, Фрейдис, тоже не посчастливилось привлечь индейцев к долгосрочному сотрудничеству. Затем в драке она зарубила своих спутников, и после распрей норманны оставили Винланд, где прожили довольно долго.

Гипотеза об открытии норманнами Америки подтвердилась лишь в 1960 г. На Ньюфаундленде (Канада) нашли остатки хорошо оборудованного поселения викингов. В 2010 г. в Исландии найдено захоронение с останками индианки с теми же палеоамериканскими генами. Она попала в Исландию около 1000 г. н.э. и осталась там жить...

Бытует и экзотическая гипотеза о Чжан Хэ, китайском военачальнике, с огромным флотом доплывшем до Америки якобы на семьдесят лет раньше Колумба. Впрочем, она не имеет надежных подтверждений. В скандально знаменитой книге американского африканиста Айвэна Ван Сертина говорилось об огромном флоте султана Мали, добравшегося до Америки и определившего всю ее культуру, религию и прочее. И тут доказательств было маловато. Так что внешние воздействия сводились к минимуму. Зато в самом Новом мире сложилось множество племен, существовавших довольно обособленно и говоривших на разных языках. Те из них3 которые объединяло сходство верований и кровные связи, образовали многочисленные сообщества.

Они сами строили дома и поселения высокой инженерной сложности, сохранившиеся доныне, обрабатывали металл, создавали отличную керамику, научились обеспечивать себя продуктами и выращивать культурные растения, играть в мяч и одомашнивать диких животных.

Примерно таким был Новый мир в момент роковой встречи с европейцами — испанскими моряками под командованием генуэзского капитана. По версии поэта Генри Лонгфелло, она приснилась великому Гайа-вате, культурному герою всех североамериканских племен, как неотвратимая судьба.

План

Введение.

  1. Первые поселения в Виргинии.
  2. Первые поселения в Новой Англии.
  3. Пуританская идеология, этика и литература в среде переселенцев.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Становление музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры происходило в США на основе не только различных национальных, но и расовых культур - культур американских индейцев, африканских негров, белых иммигрантов из Европы, а позднее и переселенцев из стран Азии. Соседство и взаимодействие этих культур способствовали формированию самобытных черт американской культуры. Но это взаимодействие отнюдь не было гармоничным и равноправным. Многие культурные традиции индейцев и негров оказались навсегда утрачены. В свою очередь, коренные обитатели Северной Америки и афро-американцы сопротивлялись культурной ассимиляции, стремились сохранить самобытные ритуалы, верования, легенды, обычаи. Даже после приобщения к христианству и английскому языку чёрные американцы сохранили связи с африканской культурой, что отчётливо просматривается в ритмах, мелодиях и танцевальных движениях. Показательно в этой связи, что неотъемлемой частью музыкальной культуры США в дальнейшем стали джаз мюзикл.

Целью данного реферата является рассмотрение становления и развития культуры североамериканских колоний. В своём реферате я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Выявить, каковы были первые поселения в Виргинии.
  2. Изучить переселенцев в новой Англии.
  3. Подробно рассмотреть их идеологию, этику и литературу.

Особый интерес в науке уделяется проблемам культуры, которая рассматривается в качестве интегральной части исторического процесса в целом.

1. Первые поселения в Виргинии

Почти одновременно начали исследования: Сото - на юге, Коронадо - на юго-западе, Аларкон - в Калифорнийском заливе, другие испанцы - на Калифорнийском побережье. Картье своими плаваниями в заливе Св. Лаврентия прокладывал пуль французским исследователям, которые в конце концов добрались до самого сердца континента. Англичане были медлительнее своих конкурентов. Лишь на исходе XVI столетия Англия сделала первую попытку колонизировать вновь открытые земли.

Моряка Дэвида Ингрэма, которого в числе других 114 человек пират Джон Хокинс высадил в 1568 году на берег Мексики в окрестностях Тампико. Из рассказов самого Ингрэма можно предположить, что это произошло где-то близ «реки Камина» или «Рио-де Минас», примерно в 140 лигах к северо-западу от мыса Флориды. Они двинулись пешком через Североамериканский континент в отчаянной надежде, что на Атлантическом побережье их подберёт какое-нибудь случайно зашедшее в эти воды английское судно. Большинство, разумеется, погибло во время похода: одних перебили индейцы, другие умерли от страшных лишений, голода и полного упадка сил, а некоторые осели среди местных племён и остались жить как диковинные чужестранцы. Лишь Ингрэму и двум его спутникам удалось благополучно проделать весь долгий путь на северо-восток.

В 1582 году после смерти обоих спутников Ингрем поведал Уолсингему, что весь поход они завершили за 11 месяцев. Слова моряка не насторожили елизаветинского министра, понятия не имевшего о размерах американского материка. Собственно говоря, и сам Ингрэм, вероятно, верил в то, что говорил. Быть может, Ингрэм, говоря об 11 месяцах, подразумевал под этим только то время, которое он и его товарищи затратили непосредственно на сам переход, не считая длительных остановок на отдых и охоту.

Как бы там ни было, в рассказе Ингрэма, несмотря на дикое нагромождение самых невероятных фактов, можно усмотреть кое-какие проблески истины. В его описании резко проступает контраст между природой полуострова Флорида и североамериканских прерий: «Земля и сама страна эта - исключительно плодородны и приятны, а особенно по реке Майи, в иных же местах трава не столь свежая и зелёная, поскольку её выжгло солнцем. И вся страна хороша и весьма обильна, а великие её равнины до того обширны и так прекрасны, что и вообразить невозможно. И ровные словно доска. А к тому же растут здесь огромные леса, и деревья в них всевозможных пород». Он даёт довольно чёткое описание бизона, хотя и преувеличивает его размеры. Очень точен Ингрэм говоря об «оленях, красных, белых и в крапинку», иными словами о благородном олене, в его белом, с сероватым оттенком зимнем наряде, а также о молодых оленятах.

«Медведи чёрные и белые» описаны Ингрэмом очень верно. Он первым из европейцев описал облик гризли, чью седоватую шерсть многие путешественники гораздо более позднего периода называли «белой». Одновременно он говорит будто видел «слонов и ююнсов». Поскольку ни единая душа понятия не имеет о том, что означают эти «ююнсы», опровергнуть утверждения Ингрэма невозможно. Вероятно, он имел ввиду «аунс», то есть пуму, которую можно было встретить тогда буквально на каждом шагу. А если вспомнить, что река, через которую предстоит переправиться в хрупком челне, всегда выглядит достаточно широкой, то рассказ Ингрэма об исполинских реках вполне можно отнести к Миссисипи и Гудзону, а также к вершинам заливов Делавэрского и Чесапинского - местам, которые он, быть может, и вправду повидал.

Можно верить или не верить рассказам Ингрэма, но, какими бы невероятными они иногда не казались, они имели одно достоинство: именно их-то и желали услышать елизаветинские предприниматели, готовые вложить деньги в заморские исследования.

За плаванием 1584 года последовали устойчивые попытки заселить Вергинию. Экспедиции за море возглавляли грамотные начальники. В июле 1584 года два снаряженных Уолтером Роли судна под командой Филиппа Амидаса и Артура Барлоу достигли берегов Северной Каролины близ мыса Лукаут. На одном из островов в южной части залива Памлико состоялась высадка на берег.

Местность представляла собой сплошной густой лес - здесь росли сосна, дуб, «кипарис», сассафрас. Внимание виргинских поселенцев было приковано к полезным и диким растениям. Виргинский историк Роберт Беверли записал: «цветок-кардинал, столь много превозносимый за его алый цвет, имеется едва ли не в каждом ручье, а мокасиновый цветок и тысячи других - даже не известны английским знатокам трав. Моряки профессионалы не могли не заметить дубов, которые были «куда выше и прекраснее», чем у них на родине. Здесь, куда ни глянь, можно было видеть лозы дикого винограда.

Кто-то спросил, как называется эта страна. Поскольку переводчика не было и весь разговор вёлся при помощи жестов, воин, к которому обратились англичане, не понял вопроса. Но чувствуя, что он должен что-то сказать, выпалил: «Вингандакоа!», что означало: «Какие на вас чудные одежды!». Новым землям дано было официальное название. Так этот штат звался бы и по сей день, не прикажи тщеславная королева Елизавета назвать в свою честь новые владения Виргинией («девственница»).

По возвращению первой экспедиции в Англию Роли немедленно снарядил в дальнейший путь другой корабль под командованием Ричарда Гринвила. Этим рейсом в Америку отправились поселенцы.

На сей раз индейцы были не столь дружелюбны. Они начали понимать, что белые люди явились в их страну, чтобы навсегда остаться в ней. Много лет спустя индейцы рассказывали белым обитателям Джемстауна, что виргинские колонисты жили в туземных деревнях, пока их всех не перебили индейцы, подстрекаемые шаманами. В живых остались лишь четверо мужчин, два мальчика и «молодая девушка».

Невзирая на все беды англичане продолжали посылать в Виргинию поселенцев. Прошло совсем немного времени, и вот, прочно обосновавшись на самом материке, они начали продвигаться вглубь страны, вверх по реке Джемс, вплоть до «этого порога или водопада, который индейцы именуют Пакуачоунг»

Время шло, в Виргинию пребывали всё новые и новые колонисты, и постепенно она сделалась процветающей густонаселённой страной. К середине 18 столетия Виргиния была заселена вплоть до восточных подножий Голубого хребта. Индейцы в большинстве своём мало-помалу покинули обжитые места, хотя их можно встретить здесь и по сей день.

2. Первые европейские поселения в Новой Англии

Никто из мореплавателей, высаживавшихся на Атлантическом побережье, за исключением лишь флоретинца Джованни да Верраццано, не проникал в глубь страны дальше чем на 5 миль. Никто их этих людей толком не видел самой страны, но даже то немногое, что им удавалось узнать о ней, почти не находило отражения в их записях. Европейские судостроители ещё не создали кораблей, на которых удобно было плыть против ветра. К тому же им всё время приходилось соблюдать крайнюю осторожность, поскольку берега континента ещё не были нанесены на карту, а любое серьёзное повреждение корпуса судна могло стать для них роковым.

Когда первооткрывателям всё же удалось сойти на берег, жалкий вид местных жителей - индейцев и эскимосов отнюдь не настраивал на оптимистический лад. Даже у отцов-пилигримов, впервые высадившихся в середине ноября 1620 года в Новой Англии, создалось крайне удручающее впечатление от массачусетского берега. На берегу пилигримы обнаружили «чащобы, грозившие в клочья изорвать их одежду, попытайся только они проникнуть в эти заросли.» Их письма домой дали Оливеру Кромвелю основание охарактеризовать Новую Англию как «бесплодную и дикую пустыню».

Первое доподлинное известное нам описание Атлантического побережья Северной Америки сделал Джованни да Верраццано, посланный в плавание французским королём Франциском I. 7 марта 1524 года он увидел на горизонте землю, которая лежала, по его предположениям, под 34 º с. ш. индейцы с удивлением смотрели на странных белокожих пришельцев, но тем не менее были настроены вполне дружелюбно.

По берегу, изрезанному заливчиками и бухтами, тянулись песчаные дюны. Белые люди восхищались «обширностью этой земли, её прекрасными полями и огромными лесами, то густыми, то редкими, с разнообразными породами деревьев, - и всё это столь красиво и столь услаждает взор, что даже трудно выразить словами». Иногда высказывают предположение, что первыми мореплавателями владела навязчивая идея отыскать проход к островам пряностей, и поэтому им всем чудились ароматные запахи. Из крупной дичи Верраццано называет лишь «оленей-самцов, ланей и зайцев», а также «разнообразных птиц, охотиться на которых - одно удовольствие».

Вскоре (по словам самого Верраццано) судно медленно, словно на ощупь, вползло в Нью-Йоркскую бухту. Уже тогда нью-йоркцы славились пылким гостеприимством. На берег высыпала толпа могикан, «чьи одежды были разукрашены разноцветными птичьими перьями». Они охотно указали белым, где удобнее всего причалить к берегу. Столь недолгим был визит белых, что он не произвёл большого впечатления на индейцев.

Местные индианки вели себя гораздо более сдержанно, чем большинство индейских женщин, а быть может, наррагансеттские воины просто оказались ревнивее других индейских мужей и отцов. Мужчины строго запретили своим подругам подниматься на борт французского судна, а некоторых отправили на отдалённый островок. Индейцы Нью-Йорка и Новой Англии олицетворяли образец благопристойности.

Хотя Верраццано не оставил после себя подробных записей, мы знаем, что первобытная Новая Англия была почти сплошь покрыта лесами, за исключением участков, расчищенных индейцами под посевы, и редких лугов. Здесь росли сосновые и лиственные леса. Иногда можно найти описания отдельных районов этой страны, но все они удивительно похожи одно на другое. Особенно большое впечатление произвела на путешественников огромная высота «величавых деревьев», но измерить её никто из них, к сожалению, не сумел.

Верраццано заметил, что местные жители предпочитают держаться поодаль и что его визит в индейские деревни явно нежелателен. Индейцы не хотели вступать в близкие отношения с белыми. Торговать они соглашались, но сами при этом располагались на вершине утёса, откуда на верёвках спускали товары прямо в ожидавшие внизу корабельные шлюпки, «то и дело предупреждая криком, чтобы лодки не подходили слишком близко». В обмен местные жители не принимали ничего другого, кроме ножей, железных рыболовных крючков и «острого металла».

Вплоть до 1602 года не отмечено ни одной высадки на побережье Новой Англии, хотя время от времени здесь, должно быть, появлялись французские, английские и баскские рыбаки. В 1602 году Бартоломью Госнолд и Бартоломью Гилберт подошли к южному берегу штата Мэн и заметили приближавшуюся к ним «бискайскую лодку под парусом и вёслами». Ночью дули, должно быть, попутные ветры, потому что наутро судно «пошло в залив с невероятно длинным мысом», обрывистые берега которого были сложены «белым песком». Капитан сошёл на берег - это была первая документально подтверждённая высадка на Массачусетском побережье - «и обнаружил, что в этой местности полно гороха, земляники, черники и других, тогда ещё не спелых ягод, песок же на берегу довольно глубокий».

Исследователи подходили к побережью Новой Англии один за другим. В 1603 году морской капитан из Деваншира Мартин Принг пробыл недолгое время в заливе Массачусетс, но его заметки не прибавили ничего нового к записям Госланда. В след за Прингом здесь появился Шамплен, который, хотя и не был официальным руководителем французских исследований на побережье Новой Англии, тем не менее оказался единственным, кто составил о них письменный отчёт.

Плимутская бухта вскоре стала самым известным местом на всём побережье Новой Англии. В 1603 году, за год до Шамплена, её посетил Мартин Принг. В 1614 году сюда прибыл Джон Смит, который и дал бухте её нынешнее название, а в 1620 году на берег сошли пилигримы. В результате плаваний Шамплана индейцы Новой Англии начали торговать с французами.

Прошло несколько лет, прежде чем была сделана первая попытка составить описание страны, лежащей на некотором удалении от берега. Облик внутренних районов Новой Англии был дик и хаотичен. Природа создала здесь для людей дополнительную трудность - камни, из которых ныне сложены стены домов, были тогда разбросаны по всем окрестным лесам, они лежали там, где их обронил, отступая, последний ледник. Поселения, в начале лепившиеся к побережью мало-помалу стали возникать в глубине страны.

3. Пуританская идеология, этика и литература в среде переселенцев

В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане. Пуританин - тот, кто строго придерживается аскетического образа жизни, нетерпим к отступлениям от требований принятой морали.

Они положили начало сексуальной культуре, названной пуританской и имеющей широкую сферу влияния. Победа пуритан под предводительством Кромвеля быстро усилила их влияние. Они выступали против всех удовольствий, в том числе и сексуальных. Пуритане неохотно принимали участие в развлечениях, ибо последние отрывали от работы, которая стала для них своеобразным культом. В праздники и в воскресенья должны были совершаться богослужения. Стремление силой навязать обществу ригористическое законодательство в делах морали привело к политическому упадку пуритан. Во времена Карла II пуританские обычаи были подвергнуты критике, сохранились они лишь частично в установках относительно труда. Оппозиция по отношению к пуританству вызвала своеобразный сексуальный бум. Известен принцип, согласно которому чем больше ограничивают и подавляют секс, тем больше проявляется в этом крайностей.

Такое отношение к пуританской морали продолжалось до конца XVIII в. Постепенно она оживает в так называемом викторианстве, которое было реакцией на ослабление обычаев. В период викторианства подчёркивалась особая роль семьи, брака. Основная задача женщины - хорошо вести домашние дела, получила распространение модель ангелоподобной, невинной женщины. От сексуальной темы стали уклоняться в разговорах, воспитании, литературе.

Постепенно пуританская культура приобретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать мнимое моральное чувство. Появился соблазн мастурбации, который надолго повлиял на установки относительно тела. Мастурбация трактовалась как грех, вредный для здоровья, она якобы вызывала психические отклонения, импотенцию, слепоту.

Викторианское влияние в XIX в. весьма быстро проникло из Англии в Европу. Оно охватило широкие социальные круги, главным образом мещанство. Помимо экономических, политических и нравственных факторов, способствовавших распространению пуританской культуры, ее поддерживали и укрепляли врачи. Медицина оказала здесь негативное влияние на отношение к сексу, и это дает о себе знать и сегодня. Многие врачи пугали смертями, и неизлечимыми болезнями, которые возникают в результате мастурбации, и из-за сексуального возбуждения.

Пуританская культура долго удерживалась на Западе, даже сейчас труд но говорить об ее упадке. Ее называют также буржуазным, мелкобуржуазным мышлением, ибо в этих слоях она имела и имеет больше всего последователей. Ее влияние было заметнее всего в Англии, Северной Америке, Голландии. Не без причины она связывается с протестантизмом, ибо свободная и индивидуальная интерпретация Библии чаще всего встречается в протестантизме, в его установках относительно секса проявляется больший ригоризм, начиная со времен Реформации.

В странах, где доминировала пуританская культура, существовали различные формы оппозиции. Развивался скрытый сексуализм, ведущий к двуличности в поведении. Мужчины, в частности, находили свои способы реализации сексуальных потребностей: публичные дома, порнография, гомосексуализм, конкубинат. В Северной Америке широко прибегали к принуждению к сексуальному сожительству рабов и индейцев. Двойная мораль мужчин не только была их личным делом, но она находила отражение в законодательстве.

Пуританская культура является крайним выражением христианства в вопросах тела и секса. Корни этой культуры восходят к истокам европейской культуры, ее расцвет приходится на период английской буржуазной революций, возникновения пуританского движения, а позже его реставрации в викторианской Англии. Эта культура в наибольшей степени была принята мещанством, что совпало с его пониманием труда, оппозицией против аристократического Олимпа. Она подтверждала право собственности. Пуританская культура надолго задержала развитие сексуальной культуры, исследования тиражировали многочисленные стереотипы и ошибочные представления, оказывавшие влияние на целые поколения. Психоанализ описал последствия, которые следовали из пуританства, их влияние на психическую жизнь. Может быть, в этом и состоит его наибольшая заслуга. Взгляды пуританских врачей дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные неврозы вытекают из ложных представлений о сексе.

Пуританство отбросило сексуальную культуру Запада на много лет назад. В Польше оно имело меньшее влияние, ибо национальные традиции здесь были иными, а влияние католицизма более сильное. Однако можно найти многочисленные проявления этого влияния в мещанской среде. В истории Польши это ярко проявилось на переломе XIX и XX вв. Ныне круг его весьма ограничен.

Зарождение литературы США началось одновременно с основанием в начале XVII в. первых английских поселений на территории Северной Америки.

Первым произведением американской литературы считается книга Джона Смита «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии» (1608). В ней описывается история первого английского поселения в Северной Америке. Позднее Смит написал «Общую историю Виргинии» (1624), в которой уделил особое внимание индейцам, их быту и сложным отношениям первых колонистов с соседними индейскими племенами.

Примечательна судьба произведения другого раннего американского писателя, современника Смита — Уильяма Стрейчи «Истинное повествование о кораблекрушении на Бермудах» (1610), которое вдохновило Шекспира на некоторые сцены его «Бури». Написанное в виде письма «к знатной даме» повествование Стрейчи долго ходило по рукам в рукописи. Его отказывались печатать, потому что оно содержало слишком много неприкрашенной правды об истинном положении вещей в первой английской колонии. «Истинное повествование» Стрейчи появилось в печати лишь в 1625 г.

Первая группа переселенцев попала в Новую Англию не из Англии, а из Голландии. Она состояла из пуритан, которые переселились из Англии в Голландию в 1606 г. и только в 1620 г. решили основать собственную колонию в Новом Свете. Это и были так называемые «отцы-пилигримы».

Пуритане решили построить в новой стране новое общество, основанное на принципах теократического пуританского идеала. Они расценивали свою миссию как крестовый поход, как пример всему христианству и объявили себя «избранным народом». Массачузетс вскоре превратился в олигархию, управляемую отцами церкви, в которой религия заняла господствующее положение.

Пострадавшие в свое время от религиозных преследований, американские пуритане вскоре превратились в самых непримиримых врагов других христианских сект, эмигрировавших в Новый Свет.

Религиозные ограничения распространялись и на литературную деятельность. Единственным достойным образцом литературного стиля признавалась Библия. На литературу смотрели как на что-то вроде дополнения к христианской мысли и жизни. При трактовке «божественных» тем пуритане считали недопустимыми поэтический элемент, символ, воображение, и поэтому их произведения так бедны в художественном отношении. Взамен, приспособляя свое творчество к пониманию рядовых поселенцев, они выработали свою риторику, свой стиль, традицией которого стала простота и безыскусственность.

Как и в Виргинии, литература Новой Англии изобилует историко-мемуарными произведениями. Истории пуритане придавали особое значение, считая ее более доходчивой и поучительной, чем отвлеченные теологические трактаты.

«Отцом американской истории» является Уильям Брэдфорд (ок. 1589—1657), один из организаторов знаменитого рейса корабля «Майский цветок», руководитель колонии в Плимуте. Его «История поселения в Плимуте», написанная около 1630—1650 гг., была напечатана только в 1856 г. В этой хронике, доведенной до 1646 г., Брэдфорд описывает тяжелые испытания, выпавшие на долю колонистов в холодную зиму 1620—1621 гг. Он рассказывает о том, как индейцы спасли колонию от голодной смерти, о том, как повальные болезни унесли в эту первую зиму почти половину поселенцев, о постройке первых бревенчатых хижин и организации обороны во главе с капитаном Стендишем, образ которого вошел в американскую литературу благодаря Лонгфелло.

Большой популярностью пользовалась «История Новой Англии» первого губернатора колонии Массачусетс Джона Уинтропа (1588—1649). Она написана в форме дневника и охватывает события за 1630—1649 гг. В ней отразились пуританские нравы Массачусетса, нетерпимость, лицемерие, жестокость, проникновение пуританизма во все сферы общественной и частной жизни. Джон Уинтроп — один из главных представителей пуританской идеологии в Новой Англии и первый выразитель духа американского пуританизма.

Из позднейших историков Новой Англии необходимо отметить двух представителей из так называемой «династии Мезеров», которая в течение трех поколений поставляла Новой Англии писателей и проповедников мракобесия. Это Инкриз Мезер (1639—1723) и Коттон Мезер (1663—1728), принимавшие участие в организации «ведовского процесса» в 1691—1692 гг. в Салеме.

Демонология входила как составная часть в религиозную доктрину пуритан. В своих проповедях почтенные священнослужители Новой Англии уделяли значительное место подробному описанию «отметок» на теле и других признаков, по которым можно было безошибочно определить принадлежность человека к «слугам Сатаны». По малейшему доносу «ведьм» раздевали донага, и судьи тщательно выискивали на их теле «колдовские знаки». Прежде всего под подозрение попадали все инакомыслящие, позволявшие себе отклоняться от установленных норм толкования Библии, не говоря уже о представителях других религиозных сект. Особенно охотно судьи находили «колдовские знаки» у квакеров, самых безобидных и человечных сектантов Северной Америки. Казни «ведьм» в Новой Англии стали обычным явлением. И только невиданный по размаху «ведовский процесс» в Салеме, во время которого было арестовало сто пятьдесят и казнено двадцать человек, всколыхнул общественное мнение.

Особое место в американской литературе XVII в. занимают многочисленные дневники. Большинство из них осталось в рукописи. Из опубликованных дневников пуритан самую большую художественную ценность представляет «Дневник» Самюэля Сьюола (1652—1730), главного судьи Массачусетса. В нем отражены события 1673—1729 гг. Автор дал яркую картину повседневной жизни Новой Англии. Коммерсант и юрист, Сьюол не всегда склонен подчиняться строгим требованиям пуританского консерватизма, а в его записках порой обнаруживаются демократические тенденции. Вовлеченный в дело салемских «ведьм», Сьюол нашел в себе мужество признать совершенное судебное преступление и публично сознаться в допущенной ошибке.

Не столько художественный, сколько психологический интерес представляет «Дневник» Коттона Мезера, долго остававшийся в рукописи. Он был опубликован лишь в 1911—1912 гг. «Дневник» Коттона Мезера отражает типичные черты фанатика-пуританина — склонность к напряженному самонаблюдению, мистицизм и благочестие.

Если мемуарно-историческая литература Новой Англии заслуживает внимания в силу своей документальной ценности, то богословские трактаты пуритан дают представление об идейных интересах последних. Главными выразителями теократического пуританского идеала были Джон Коттон (1584—1652), прозванный «патриархом Новой Англии», и Джон Элиот (1604—1690), сформулировавший основы патриархально-теократической утопии в «Христианской республике» (1659).

Своеобразную сатирическую отповедь пуританам содержит ранний образец светской литературы Новой Англии, вольнодумная сатира Томаса Мортона (ок. 1575—1647) «Новоанглийский Ханнаан» (1637), изданная в Амстердаме. В ней автор высмеивает лицемерие и нетерпимость плимутских пуритан и описывает свои стычки с ними. Веселый купец Томас Мортон выстроил на зло пуританам торговую факторию близ Бостона и устраивал там шумные празднества, объединившие белых с индейцами. Свою факторию он прозвал «Веселая гора». Имя Мортона увековечено в американском фольклоре и в литературе (рассказ Н. Готорна «Майское дерево на Веселой горе»).

Элементы бытовой реалистической сатиры характеризуют и другое раннее произведение в стихах и прозе, написанное в 1645—1647 гг. — «Простой сапожник из Аггавама». Автор его, законовед-юрист Натаниел Уорд (1578—1652), был также составителем первого кодекса законов Новой Англии. Памфлет «Простой сапожник из Аггавама», затрагивающий богословские, политические и бытовые темы, написан в стиле елизаветинской прозы, в вычурных выражениях, что не мешает ему быть одним из первых образцов сатирико-реалистической прозы в американской литературе.

Ранняя поэзия Новой Англии представлена творчеством трех поэтов: Анны Брэдстрит (1612—1672), Михаэля Вигглсуорса (1631—1705) и Эдвара Тейлора (1645—1729).

Пуритан принято считать богобоязненными и высоконравственными, но, возможно, это всего лишь один из американских мифов. Церковь и Библия действительно были в XVII-XVIII в. краеугольными камнями пуританского общества Новой Англии, однако это не значит, что пуритане отличались особой любовью к ближнему, особенно если он исповедовал иную религию. Они бежали из Англии, стремясь к свободе вероисповедания, однако в Америке быстро продемонстрировали нетерпимость к чужим взглядам.

Так, в 1656 г. генеральный совет «Содружества Массачусетс» издал закон, но которому за первые два преступления квакеру должны были отрубать по уху, а за третье - «прокалывали язык раскаленной иглой». Если преступницей была Весь XVII в. заполнен религиозной борьбой. В Европе и американских колониях различные христианские конфессии и секты конкурировали за прихожан, что приводило подчас к кровавым конфликтам, а то и к многолетним войнам.

Самый известный пример борьбы пуритан за чистоту своих рядов - процесс над так называемыми « был лишь одним из многих мест «изгнания бесов». Охота на ведьм среди пуритан Новой Англии во многом связана с их странной. Напрашивается мысль, что сама их фанатичная религиозность - просто устоявшийся миф. Хотя темы веры и морали, безусловно, доминировали в общественном сознании, исторические документы подтверждают, что в пуританских городах посещаемость церквей была скандально низкой. Конечно, «отцы-основатели» были истовыми богомольцами, но со временем приходские церкви явно сдали свои позиции, и число прихожан начало неуклонно снижаться. Судя по налоговым архивам, членами определенных приходов в середине XVII в. считается менее половины взрослых мужчин Бостона, а в мелких городках этот процент оказался еще ниже. Сами пуритане в конце XVII в. признавали, что религиозность людей слабеет. Поэтому для сохранения лояльной паствы следовало бы ослабить требования к посещению церкви.

Нельзя отрицать одного: пуритане, особенно в начале истории Новой Англии, установили высокую планку христианской морали и требовали от всех строгого соответствия этому стандарту. Огромное психологическое давление, действовавшее на всех членов общины, не оспаривает никто из современных историков. Подавление эмоций и сексуальности, боязнь молвы, фанатичное соблюдение внешних приличий, отсутствие развлечений - все это наверняка вело к типичным для пуритан нетерпимости, насилию и тяге к мистике. Охота на ведьм давала выход копившейся агрессивности, вера в магию была попыткой заглянуть за пределы библейской мудрости.

В любом случае жили пуритане сложно, а с точки зрения общехристианские морали, осуждающей лицемерие и жестокость, - зачастую не по-христиански.

культура североамериканский колония пуританский

Заключение

Первая английская колония в Северной Америке, Виргиния, была основана в 1607 г. Вслед за ней в 1620 г. возникла колония Массачусетс, а несколько позднее Мэриленд, Коннектикут, Род-Айленд, Нью-Гемпшир, Северная и Южная Каролины, Нью-Йорк (отвоеванный в 1664 г. у голландцев), Пенсильвания, Делавэр, Нью-Джерси и Джорджия.

Переселенцы пришли не на пустую землю. Здесь обитали многочисленные племена индейцев, которые были уничтожены или вытеснены из их исконных владений.

На протяжении XVII в. английские колонии были довольно мало связаны друг с другом, и формирование их экономических и социальных основ имело региональный характер. Так, на Юге складывалось плантаторское хозяйство с использованием рабского труда. В центральных колониях и Новой Англии (как стали называть северные колонии) развивались фермерское сельское хозяйство, ремесла, торговля. Отличие Новой Англии усугублялось тем, что она была основана сторонниками религиозного протестантизма — пуританами, отвергавшими не только официальную англиканскую церковь, но и социальные порядки Великобритании.

Вместе с тем основные тенденции социально-экономического и культурного развития колоний были общими.

Список использованной литературы

  1. Бейклесс Дж. Америка глазами первооткрывателей. М.: Прогресс, 1969.
  2. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука. 1990.
  3. Истоки формирования американской национальной культуры XVII-XVIII века. Сб. ст. М.: Наука. 1983.
  4. История зарубежной литературы XVIII века / Под редакцией Л. В. Сидорченко. М: Искусство.1997.
  5. История США. М.: Наука, 1983. Т. 1.
  6. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т.Ф. Ефремова. 2000
  7. www.kak-eto-bulo.ru.

Английские переселенцы в Америке

Первым из англичан официальное разрешение на создание колониального поселения в Новом Свете получил сэр Хамфри Гилберт (ок. 1539–1583). Королева Елизавета I позволила ему начать колонизацию острова Ньюфаундленд. Однако снаряженная им в 1578 году экспедиция понесла жестокие потери от нападения испанских кораблей и была вынуждена вернуться в Англию, так и не достигнув своей цели. Вторая экспедиция Гилберта пустилась в путь в 1583 году. Добравшись до Ньюфаундленда, потенциальные колонисты решили, однако, что климат острова слишком суров, и многие члены экспедиции покинули Гилберта. В его распоряжении осталось только два небольших корабля - «Голден хинд» и «Сквирел». Вынужденный вернуться на родину, Гилберт погиб во время шторма на обратном пути в Европу.

Дело Гилберта продолжил его сводный брат Уолтер Роли (ок. 1552–1618), который организовал экспедицию, в 1585 году достигшую острова Роанок в нынешней Северной Каролине. При встрече с европейцами местные индейцы издали вопль «Уин–ган–да–коа!», выражая свое удивление необычным видом пришельцев, а англичане приняли это слово за название местности. По крайней мере, вернувшиеся в Англию капитаны Эмэдэс и Барлоу сообщили, что ими обнаружена страна Уингандакоа. Однако это странное название не прижилось, и первая английская колония в Америке была названа Виргинией в честь королевы Елизаветы, которая афишировала свое целомудрие («Виргиния» означает «девственная»). В том же году Роли направил в Виргинию еще семь кораблей с колонистами, занявшимися поисками золота, а в 1587 году к ним присоединилась еще одна группа переселенцев во главе с Джоном Уайтом. Его внучка стала первым английским ребенком, рожденным в Америке. Девочку назвали Виргинией в честь ее родины. Судьба первых поселенцев осталась неизвестной. В 1588–1604 годах связь с Америкой была прервана из–за войны, которую Англия вела с Испанией. Когда же после заключения мира Роли отправил два корабля к виргинцам, выяснилось, что колонисты бесследно исчезли.

Несмотря на неудачи Гилберта и Роли, в 1606 году лондонские купцы создали Виргинскую торговую компанию, испросив у короля Якова (Джеймса) I разрешение на основание новой колонии в Виргинии. 19 декабря 1606 года 120 колонистов на трех кораблях пустились в плавание через Атлантический океан. К маю 1607 года они нашли подходящее место для строительства поселка. В честь короля он был назван Джеймстауном, а река, возле устья которой он был расположен, получила имя Джеймс. Поселок был построен еще летом, но колонисты, не умевшие заниматься сельским хозяйством, оказались на грани голодной смерти. К октябрю из 120 прибывших в живых оставалось меньше половины. Положение спас назначенный управляющим колонией капитан Джон Смит (1580–1631). Однако эта история имела драматический пролог.

Отправившись на разведку в лес, Смит попал в плен к индейцам, предложившим ему жизнь в обмен на помощь в захвате Джеймстауна. Отважный капитан наотрез отказался стать предателем, и его приговорили к смерти. Когда над головой несчастного уже была занесена чудовищная деревянная дубина, которой ему намеревались проломить череп, Смита заслонила своим телом двенадцатилетняя дочь вождя Покахонтас (ок. 1595–1617). Благодаря заступничеству индейской девочки Смиту не только сохранили жизнь, но и подарили свободу. Несколько лет спустя подросшая Покахонтас была захвачена англичанами в качестве заложницы. Живя в Джеймстауне, она приняла христианство и вышла замуж за владельца табачной плантации Джона Рольфа. В 1616 году Рольф привез жену и маленького сына в Лондон, где индейская «принцесса», первая представительница своего народа, побывавшая в Англии, произвела настоящий фурор. Однако поездка в Старый Свет закончилась для Покахонтас трагически: год спустя, перед самым возвращением в Америку, она заразилась корью, смертельным для всех индейцев недугом.

День возвращения Смита, 8 января 1608 года, совпал с прибытием в Джеймстаун новой партии колонистов. Доставившие их суда привезли и продовольствие, однако его было катастрофически мало для увеличившегося населения поселка. Тогда Смит, захватив с собой бусинки, зеркальца и прочие неотразимые для сердца дикарей мелочи, вновь направился к индейцам и принудил их дать ему взамен изрядное количество зерна. Так, выдержка и мужество Смита спасли жизнь переселенцам и помогли им закрепиться на новом месте. Поэтому Смита и называют «отцом Виргинии». Смит вошел в историю Америки и как человек, давший части ее Атлантического побережья название Новая Англия. Это произошло в 1616 году. В настоящее время в этот район США входят штаты Массачусетс, Мэн, Вермонт, Нью–Хэмпшир, Род–Айленд и Коннектикут.

Важную роль в развитии колонии сыграл и Джон Рольф. Именно он занялся выращиванием табака и дал старт охватившей Виргинию табачной лихорадке. Уже в 1619 году у английских плантаторов появились чернокожие рабы. Табачное зелье завоевывало все большую популярность в Европе, и население колонии постепенно увеличивалось, несмотря на то что Яков I неодобрительно относился к табакокурению.

Второй английской колонией в Америке стал Мэриленд, получивший название в честь королевы Генриетты–Марии, супруги Карла I. Ее основателем стал Сесил Калверт, лорд Балтимор (1605–1675). Будучи католиком, он желал создать заокеанский приют для единоверцев, притесняемых в Англии протестантами. Первый отряд колонистов, прибывший в Америку в 1634 году, возглавляли братья лорда Балтимора - Леонард и Джордж. Переселенцам удалось избежать традиционных для колонистов трудностей. С самого начала по–доброму относившиеся к местным индейцам, они избежали кровопролитных сражений с аборигенами. Мэриленд, как и Виргиния, стал сельскохозяйственным краем. Собирая щедрые урожаи, мэрилендцы могли менять излишки зерна и овощей на засоленную виргинцами морскую рыбу. Однако экономическое процветание Мэриленда объясняется также и тем, что в 1649 году управляющий колонией провозгласил в ней принцип веротерпимости, возведенный в закон. Благодаря этому в колонию начался приток представителей других религиозных конфессий, не только из Англии, но и из Германии, Франции, Голландии и других стран.

Колонизация Северной Америки англичанами усилилась после английской буржуазной революции середины XVII века. В 1670 году была основана колония Каролины с главным поселением Чарльстон, названные в честь Карла (Чарлза) II. Каролины лежали к югу от Виргинии и граничили с Флоридой, принадлежавшей испанцам, которые тщетно пытались вытеснить новоявленных соседей–протестантов. Жители Каролин преуспели в разведении риса. Благодаря интенсивному ввозу рабов для обработки плантаций к 1710 году большую часть населения колонии составляли чернокожие. Б 1729 году Каролины разделились на Северную Каролину и Южную Каролину.

Крупнейшим американским поселением английских пуритан стал Плимут. Его основали так называемые отцы–пилигримы - группа английских пуритан, не желавших мириться с не очистившейся от элементов католического культа англиканской церковью. В 1608 году они переселились в Голландию, а 12 лет спустя приняли решение основать колонию в Америке. Руководствуясь картой, составленной Джоном Смитом, 21 декабря 1620 года они прибыли к месту, названному им Плимутом, - слишком поздно, чтобы успеть запастись продуктами на зиму. Однако плимутским колонистам повезло - они обнаружили опустошенную каким–то мором индейскую деревню и смогли продержаться за счет обнаруженных там припасов зерна. Затем переселенцы сумели завязать дружественные отношения с соседним индейским племенем. Выкурив трубку мира с вождем Массасуатом, отцы–пилигримы заручились поддержкой индейцев, к которым относились как к равным в соответствии с христианским заветом любви к ближнему. Плимутские индейцы были очень бедны и вели суровый образ жизни, однако они помогли европейцам освоиться на новом месте, научили их нехитрым, но очень полезным приемам земледелия. Собрав осенью 1621 года хороший урожай, пилигримы пригласили индейцев на праздничный пир, заложивший традицию отмечать один из наиболее ярких национальных праздников - День благодарения.

Английская колония залива Массачусетс была так–же основана пуританами в 1629 году. Ее управляющим стал известный лондонский юрист и землевладелец Джон Уинтроп (1588–1649), прибывший в Америку в июне 1630 года с большой группой единоверцев, среди которых было немало искусных ремесленников. Массачусетс с самого начала развивался успешно. Колонисты занимались не только земледелием, но также рыболовством, добычей пушнины. В новом процветающем поселении заработала и первая английская верфь в Америке. За десять лет существования колонии в нее прибыло около 20 тысяч пуритан, и вскоре по берегам залива Массачусетс выросло множество новых городков и поселков.

В отличие от жителей Старого Света, чья жизнь концентрировалась либо вокруг церкви, либо вокруг гостиной, центром жизни американского колониста была кухня, непременным атрибутом которой являлся сложенный из камней массивный очаг. Внутри его огромного, чуть ли не в человеческий рост, жерла размещались крюки, на которые подвешивались чайники и котелки - еду готовили на открытом огне. А сбоку от очага, внутри каменной стенки, устраивали духовки для выпечки изделий из теста, часто замешивавшегося из кукурузной Муки. В кухне готовили еду, занимались разнообразными делами по хозяйству, там же, под присмотром матерей, играли дети.

В 1635 году на карте Америки появилась колония Коннектикут, в 1636–м - Род–Айленд, а в 1638 году - Нью–Хейвен. В 1643 году произошло еще более важное событие - Массачусетс, Коннектикут, Нью–Хейвен и Плимут объединились, образовав Конфедерацию соединенных колоний Новой Англии, главная задача которой заключалась в защите поселенцев от индейцев. После смерти благосклонного к белым поселенцам вождя Массасуата (1660) его сын, прозванный европейцами «королем Филиппом», задумал воевать с колонистами, так как поселенцы давно нарушили установленный отцами–пилигримами характер отношений с коренным населением и не упускали возможности обмануть доверчивых индейцев. Кровопролитная «война короля Филиппа» бушевала на протяжении 1675–1676 годов, унеся несколько сотен жизней европейцев, однако закончилась она поражением индейцев. После победы, в 1684 году, Конфедерация Новой Англии распалась из–за соперничества между ее членами.

В 1681 году была основана квакерская колония Пенсильвания. Ее создателем был Уильям Пенн (1644–1718), сын английского адмирала, верного сторонника короля Карла II. В ранней молодости примкнувший к религиозной пуританской секте квакеров, Пенн был изгнан из дома, однако скончавшийся в 1670 году отец все же оставил ему богатое наследство. Кроме того, король задолжал семье Пеннов изрядную сумму, и у Уильяма хватило смелости напомнить ему о необходимости расплатиться. В счет долга Пенну были пожалованы земли в Америке, к северу от Мэриленда, которые были окрещены Пенсильванией, т. е. лесной страной Пена, самим Карлом II.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Переселенцы (Д. П. Каллистов) Деметрий сидел на камне у своего недостроенного дома. Настроение у него было скверное. Вот уже несколько дней бушевало море и с севера дул пронизывающий ветер. Небо обложено тучами, и вот-вот снова должен начаться дождь. Поношенный хитон и

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Английские праздники Вторая неделя февраля - Масленица (Shrovetide). Масленица по-английски продолжается три дня: воскресенье, понедельник, вторник. Из них собственно отмечается особым столом, как праздник, - только вторник.Масленичный вторник (Shrove tuesday). В этот день по

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Переселенцы из Поднебесной Империи Среди китайских золотоискателей, промышлявших в окрестностях Вивервила, были две воюющие между собой группировки. Причины возникшего между ними конфликта неизвестны, и никто не знает, к какому тайному обществу принадлежали участники

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ Обширные малонаселенные пространства Северной Америки к концу XVI в. оставались еще не заняты Пиренейскими странами. Именно здесь, параллельно с поисками северо-западного прохода, англичане в конце 70-х - начале 80-х годов XVI в.

Из книги Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия автора Блэкмор Говард Л.

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Английские кипчаки И об англосаксонских походах старательно забыто.Веками придумывались рассказы о зверствах пришельцев… Мифы громоздились один на другой. Дошло до абсурда. В истории Великобритании теперь лучше разбирается необразованная публика, чем ученые. Слишком

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Даны. Переселенцы, не имевшие государства Сегодня «Дания» - это прежде всего название государства. У Дании, как и у других государств, есть свое прошлое, и его историю можно изложить.Сказанное не значит, однако, что слова «история Дании» относятся лишь к истории

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Переселенцы в ВКЛ Вопрос переселенцев разных народов на территорию ВКЛ требует более тщательного расмотрения. Поэтому воспользуемся для этого результами исследований белорусской ученой Квятковской А.В. и польского ученого Охманьского Е.Западнобалтское население

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Немцы-переселенцы В Берлине и его окрестностях в наши дни проживают около 300 тысяч человек, говорящих по-русски, из них 2/3 - в столице, среди которых 70–75 % составляют российские немцы-переселенцы (Aussiedler). Подавляющее большинство из них переехали в Германию после 1992 г. - их

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Переселенцы Прослышав о вольной жизни в Имамате, сюда хлынул поток крестьян из царских губерний и княжеств Северо-Западного Кавказа. Приходили семьями и целыми деревнями.Прежние хозяева пытались вернуть крестьян, но Шамиль им отказывал на том основании, что рабство

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Восточном Туркестане автора Берзин Александр